• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Структурированная активность школьников "спального" района Санкт-Петербурга: социальный класс, семья и школа

Акифьева Р. Н., Андреева Ю. В.

В статье представлены результаты исследования различий в структурированной и неструктурированной активности школьников, а также причин, которые эти различия определяют. Эмпирическая базой исследования послужили данные опроса в форме сочинений (208 сочинений) и интервью (20 интервью), проведенных в 2013 - 2014 годах в гимназии и двух общеобразовательных школах «спального» района Санкт-Петербурга. В ходе исследования мы отвечали на следующие вопросы: Какие отличия существуют между структурированными активностями детей из разных школ и внутри одной школы? Как эти отличия соотносятся с ресурсами, которыми обладают школьники и возможностями, предоставляемыми школами?

Мы делаем вывод, что структурированная активность школьников может определяться спецификой школьной среды, а также восприятием себя и своих возможностей. Школы выступают не только в качестве площадок, предоставляющих разные виды и количество дополнительных занятий и других форм внеучебной активности. Они транслируют разные подходы к реализации внеучебных программ. Старшеклассники из разных школ по-разному объясняют выбор досуговых практик, проявляя различные специфические особенности в восприятие себя и в том, на кого они возлагают ответственность за сложившуюся ситуацию. Эти особенности можно проинтепретировать в терминах самооценки и локуса контроля. Обнаруженные различия в ответах школьников, на наш взгляд, не имеют классовую природу. Хотя школьники по образованию матери распределены по школам неравномерно, внутри школ наблюдается больше стилевых сходств в ответах, чем между школами.