• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Франчайзинг как гибридная форма координации: российский опыт

Россия обладает благоприятными условиями для развития сотрудничества в рамках гибридных соглашений (франчайзинг) на разных рынках товаров и услуг. С одной стороны, как и для большинства стран с переходной экономикой, большинство российских рынков остаются ненасыщенными. С другой стороны, как и в случае развитых стран, Россия обладает высококвалифицированными человеческими ресурсами и развитой структурой потребления. В этих условиях все более популярной становится модель координации отношений в форме франчайзинга, преимущество которого можно объяснить с точки зрения институционального подхода. Дело в том, что в реальной практике определить границы фирмы не так просто. Ключевые решения фирм порой могут осуществляться не в одном центре, что может затруднить распределение контроля и ответственности, а следовательно и четкое определение ее границ. С другой стороны, определение ключевых решений на рынке, распределение ее активов и ответственности в рамках одной фирмы могут сильно увеличить агентские издержки. Поэтому гибридная форма координации отношений (к которым и относится франчайзинг) может снизить эти издержки, но при строгом выполнении условий договора. Для гибридных форм координации характерно сочетание характеристик рынка и иерархии. Сделки управляются через механизм цен для обеспечения координации, а для контроля и управления совместных действий, поддержания определенной симметрии отношений характерно присутствие иерархических элементов. Наличие различных условий франшиз в таком договоре формируют риски для обоих сторон. А для снижения риска оппортунизма разрабатывается определенный набор инструментов для дисциплинирования франчайзи. Описанные примеры российских франшиз через сопоставление условий договора показали, как гибридные соглашения решают проблемы сотрудничества, связанные с специфичностью ресурсов, трансакционными издержками и конкуренцией.