• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Фамирид. Слепец-философ, изобретатель музыки

Приведенная Гомером в «Илиаде» легенда об ослепленном музами фракийском певце Фамириде является одним из наиболее ранних случаев воплощения в мировой литературе принципа агональности, приобретшего в Греции социообразующий характер. Греческий дух всесоперничества был принципиально новым явлением в мировой истории, его не знали в других древних культурах Средиземноморья и Малой Азии. Напротив, «агональный дух» играл огромную роль в жизни индоевропейских народов, в первую очередь, на севере континента. Сюжеты о состязаниях, где ставка зачастую бывает больше, чем жизнь, содержатся в Эддах, «Ригведе», в русских былинах и сказках. Можно предположить, что сюжет о ристании Фамирида, равно как и подобные легенды, было отголоском древних индоевропейских сказаний, верований, моделей мышления, а сам принцип агональности был привнесен с севера (что доказывает В. Эренберг и др.)

Не случайным представляется сходство фигур фракийских певцов Фамирида и Орфея и архетипического древнерусского Великого Гусляра, воплощенного в образах Садко, Бояна и героя древнерусского сказания «Голубиная книга» царя Давыда Евсеевича. Их объединяет, в частности, магическая природа их инструментов – лиры (кифары) и гуслей, признаваемая в традиции синкретичность образов мудреца и музыканта. Бояна, как и Фамирида, традиция изображает слепыми, а стало быть, обладающими «умным, духовным зрением».

Близость сюжетов, сходство фигур певцов-чудотворцев может говорить об их происхождения из одного источника, а именно, из общей традиции времен индоевропейской общности. Таким образом, появляются весомые основания говорить о древней индоевропейской основе сюжета о Фамириде и северном происхождении самого певца-философа, а также выдвинуть гипотезу о его проникновении в Грецию в догомеровские времена, вероятнее всего, во второй половине II тысячелетии до н.э. Данное предположение может быть выдвинуто в рамках более широкой гипотезы о северном влиянии на формирование и развитие греческой цивилизации, которая выступила пусть оригинальной, но все же вариацией индоевропейской матрицы, которую мы можем найти в различных духовных традициях: в Ведах, в зороастризме, славянской, германской, скандинавской мифологии.