• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 19 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Шомова С. А. Социально-гуманитарные знания. 2003. № 5.
Добавлено: 6 декабря 2011
Статья
Матвейчев О. А. Социально-гуманитарные знания. 2017. № 4. С. 256-267.

Статья посвящена взаимодействию греков с легендарной страной Гипербореей, связанной с культом Аполлона. Согласно античной традиции, связи греков с гиперборейцами имели двусторонний характер. Наиболее полное представление о Гиперборее помогла составить эллинам поэма «Аримаспея», в которой ее автор, Аристей Проконнесский, рассказывал о своем путешествии в северные края. Относительно экспедиций Аристея уже в древности существовала дихотомия двух версий – одна (странствования реальные, «во плоти») была представлена Геродотом, другая (путешествия в духе) – Максимом Тирским.

Внимательное изучение рассказов об Аристее заставляет усомниться в том, что о Гиперборее он знал лишь понаслышке. Аристей обладал множеством нерядовых способностей, которые в античной традиции связывали исключительно с представителями гиперборейского народа. Среди них: 1) способность к путешествию в духе; 2) умение перевоплощаться в птицу (ворона); 3) духовидение отдаленных стран и народов во время вхождения в транс; 4) билокация; 5) исключительное долголетие. Нередко эти черты называют также «шаманскими». Само присутствие «шаманских черт» в культе Аполлона может говорить о том, что для Древней Греции они являются заимствованными – если учесть и «инородство» самого Аполлона, культ которого распространился в греческом мире лишь по истечении «темных веков».

Рассказы Аристея, безусловно, преломились сквозь призму древнегреческих представлений о мире, чем объясняется стремление приписать Аристею различные феноменальные способности. «Страной чудес» Гиперборея представлялась грекам по той простой причине, что обладала цивилизацией, значительно превосходившей в своем развитии греческую, что признавали и сами греки.

Добавлено: 16 ноября 2017
Статья
Горлов В. Н. Социально-гуманитарные знания. 2005. № 3. С. 313-324.
Добавлено: 14 марта 2012
Статья
Матвейчев О. А. Социально-гуманитарные знания. 2017. № 3. С. 291-310.

Гиперборея и гиперборейцы в трудах античных ученых 

Добавлено: 31 августа 2017
Статья
Матвейчев О. А. Социально-гуманитарные знания. 2017. № 5. С. 262-280.

Статья представляет собой первый в своем роде историографический и теоретический обзор взглядов мыслителей Средневековья и Нового времени на т.н. гиперборейский вопрос, которые анализируются в широком историческом контексте с акцентом на политико-идеологический аспект данной проблематики.

Тема Гипербореи, являвшаяся актуальной на протяжении практически всей эпохи античности, к началу эпохи Средневековья почти полностью ушла на задворки как общественного сознания, так и научной мысли, сохранившись лишь в качестве поэтической метафоры, радикально изменившей коннотацию. Теперь это понятие ассоциируется с ужасом перед угрозой с северо-востока вкупе с глубоким презрением к варварам. С IX по XVI в. эпитет «гиперборейцы» относился по большей части к русскому народу. Новая дисциплина – русистика – развивалась в контексте «гипербореанской» проблематики. По мере накопления географических знаний и уточнения топонимов понятие «Гиперборея» имело все шансы остаться не более чем источником поэтических аллегорий. Однако в XVI в., с началом эпохи становления национальных государств, данная тема приобрела новое звучание, став одним из орудий политического мифотворчества, в первую очередь, в североевропейских государствах, в т.ч. в Швеции, искавшей возможности обосновать не только свою исключительную роль в мировой истории, но и притязание на ведущее положение в Европе. С гиперборианским вопросом напрямую связана и т.н норманская гипотеза, навязываемая России Западом с начала XVIII в. Попытки узурпации шведами имени Гипербореи вызвали острую реакцию в России. Русский писатель В. Копнист предложил альтернативную теорию, согласно которой гиперборейцы являлись предками русского народа, и именно Россию надлежит считать колыбелью цивилизации.

Рубеж XVIII-XIX вв. отметился скепсисом европейской читающей публики по поводу попыток отыскать прямых потомков гиперборейцев среди существующих народов. Тема Гипербореи утратила актуальность почти на целое столетие, возродившись в трудах, с одной стороны, модных мыслителей-эзотериков, а с другой стороны – представителей классической филологии и философов-античников, расширивших диапазон научных интересов.

Добавлено: 20 ноября 2017
Статья
Захарова О. В. Социально-гуманитарные знания. 2010. №  № 2. . С. 326-333.

В данной статье автор исследует трансформацию символа «демократия» в отечественном дискурсе за последние 25 лет и выявляет тенденции и перспективы дальнейшей демократизации российского общества.

 

Добавлено: 26 ноября 2015
Статья
Горлов В. Н. Социально-гуманитарные знания. 2004. № 1. С. 262-275.
Добавлено: 14 марта 2012
Статья
Матвейчев О. А. Социально-гуманитарные знания. 2016. № 4. С. 267-286.

Запад и Индия . к вопросу о взаимовлиянии культур

Добавлено: 9 января 2017
Статья
Назаров М. М. Социально-гуманитарные знания. 2014. № 6. С. 37-52.

В статье обсуждаются социальные следствия прогресса новых коммуникационных технологий. Теоретическим основанием анализа является концепция медиатизации общества. Рассматриваются технологические, бизнес и социальные факторы, влияющие на формирование нового состояния прозрачности современной коммуникационной среды. Делается вывод о том, что в условиях коммуникационной прозрачности границы между сферами частного и публичного оказываются все более размытыми и неопределенными.

Добавлено: 6 сентября 2015
Статья
Матвейчев О. А. Социально-гуманитарные знания. 2015. № 6. С. 112-126.

В статье поднимается вопрос о влиянии негреческих культур и цивилизаций на раннюю греческую философию, прежде всего, египетских, иранских и вавилонских. Автор утверждает, что интерпретация в широком контексте индоевропейской традиции фрагментов ранних греческих мыслителей может дать нам дополнительные возможности интерпретации и позволит зазвучать по-новому широко известные концепты

Добавлено: 21 апреля 2016
Статья
Назаров М. М. Социально-гуманитарные знания. 2012. № 6. С. 259-275.

Статья посвящена анализу концепции Г. Дебора «общество спектакля». В связи с ее теоретическими предпосылками рассмотрены теории отчужде­ния, гегемонии, «индустрии культуры», псевдособытий и имид­жа. Отдельно рассматриваются примеры того, как концеп­туальные посылки Дебора используются применительно к задачам изучения современной коммуникационной среды и практик социального контроля.

Добавлено: 26 апреля 2013
Статья
Матвейчев О. А. Социально-гуманитарные знания. 2018. № 1. С. 188-203.

В статье впервые в отечественной литературе анализируется в широком историчес­ком контексте феномен плагиата, порожденный обостренным интересом греков периода архаики и ранней классики к вопросам личного признания и первенства во всех видах творческой деятельности. Доказывается безосновательность распространен­ного представления о том, что грекам было чуждо понятие плагиата.

 

Добавлено: 23 июля 2018
Статья
Сизова И. Л. Социально-гуманитарные знания. 2008. № 4. С. 255-264.
Добавлено: 25 сентября 2014
Статья
Родькин П. Е. Социально-гуманитарные знания. 2016. № 4. С. 239-245.

Статья посвящена феномену реалити-шоу, возникшему в качестве специфического телевизионного формата (1970-е — н.в.), ставшего неотъемлемой частью телевещания и формирующего в современном обществе «эффект реальности». Несмотря на новизну данного формата по отношению к традиционным игровым формам театра и кино, фактически реалити-шоу не произвели революционных изменений в телевидении, особенно в сравнении с изменениями, которые произошли в интернете и новых медиа. Реалити-шоу трансформировалось в форматы наблюдения и репрезентации реальности, выходящие за рамки телевидения.

Добавлено: 19 сентября 2016
Статья
Назаров М. М. Социально-гуманитарные знания. 2015. № 6. С. 260-273.
Рассматривается проблематика современных медиа в рамках концепции сетевого общества М. Кастельса. Рассматриваются предпосылки формирования т.н. новых сетевых медиа и центральное в этой связи понятие - «массовая самокоммуникация». Особое внимание уделяется вопросу власти коммуникаций. Дается оценка сильных и слабых сторон использования данного подхода в качестве инструмента анализа современной коммуникационной среды.
Добавлено: 22 августа 2016
Статья
Шомова С. А. Социально-гуманитарные знания. 2004. № 3.
Добавлено: 6 декабря 2011
Статья
Матвейчев О. А. Социально-гуманитарные знания. 2016. С. 196-211.

Приведенная Гомером в «Илиаде» легенда об ослепленном музами фракийском певце Фамириде является одним из наиболее ранних случаев воплощения в мировой литературе принципа агональности, приобретшего в Греции социообразующий характер. Греческий дух всесоперничества был принципиально новым явлением в мировой истории, его не знали в других древних культурах Средиземноморья и Малой Азии. Напротив, «агональный дух» играл огромную роль в жизни индоевропейских народов, в первую очередь, на севере континента. Сюжеты о состязаниях, где ставка зачастую бывает больше, чем жизнь, содержатся в Эддах, «Ригведе», в русских былинах и сказках. Можно предположить, что сюжет о ристании Фамирида, равно как и подобные легенды, было отголоском древних индоевропейских сказаний, верований, моделей мышления, а сам принцип агональности был привнесен с севера (что доказывает В. Эренберг и др.)

Не случайным представляется сходство фигур фракийских певцов Фамирида и Орфея и архетипического древнерусского Великого Гусляра, воплощенного в образах Садко, Бояна и героя древнерусского сказания «Голубиная книга» царя Давыда Евсеевича. Их объединяет, в частности, магическая природа их инструментов – лиры (кифары) и гуслей, признаваемая в традиции синкретичность образов мудреца и музыканта. Бояна, как и Фамирида, традиция изображает слепыми, а стало быть, обладающими «умным, духовным зрением».

Близость сюжетов, сходство фигур певцов-чудотворцев может говорить об их происхождения из одного источника, а именно, из общей традиции времен индоевропейской общности. Таким образом, появляются весомые основания говорить о древней индоевропейской основе сюжета о Фамириде и северном происхождении самого певца-философа, а также выдвинуть гипотезу о его проникновении в Грецию в догомеровские времена, вероятнее всего, во второй половине II тысячелетии до н.э. Данное предположение может быть выдвинуто в рамках более широкой гипотезы о северном влиянии на формирование и развитие греческой цивилизации, которая выступила пусть оригинальной, но все же вариацией индоевропейской матрицы, которую мы можем найти в различных духовных традициях: в Ведах, в зороастризме, славянской, германской, скандинавской мифологии. 

Добавлено: 9 января 2017
Статья
Матвейчев О. А. Социально-гуманитарные знания. 2018. № 2. С. 236-250.

Целью статьи является развенчание мифа об абсолютной свободе слова и совести в Древней Греции. Автором предлагается оригинальная концепция происхождения цензуры, первоначально касавшейся исключительно теоретической деятельности философов.

Добавлено: 23 июля 2018
Статья
Аль-Дайни М. А. Социально-гуманитарные знания. 2017.

Статья посвящена проблеме изучения феномена электорального протеста в контексте региональных политических исследований. Рассмотрев три «классических» теоретико-методологических направления в электоральных исследованиях, автор предлагает классифицировать их по пяти основаниям – географическому, социологическому, психологическому, экономическому и институциональному. Автор уточняет определение понятий «электоральное поведение», «электоральный протест» и «протестное голосование», а также вводит понятие «электорально-протестный регион» и предлагает модель измерения уровня региональной электоральной протестности. 

Добавлено: 8 декабря 2016