• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Анахарсис. «Мудрец, потому что скиф»

Философская мысль. 2016. № 6. С. 53-62.

Анахарсис – одна из самых загадочных и противоречивых фигур древнегреческой истории. Несмотря на значительное количество сохранившихся свидетельств о жизни великого скифа и фрагментов его учения, многие исследователи до сих пор высказывают сомнения в историчности этого персонажа. Между тем, еще Геродот писал о нем как о совершенно реальном лице. Расхожий в античности образ Анахарсиса как «мудреца-дикаря», избежавшего разлагающего влияния цивилизации, формируется у Эфора и развивается у киников, а затем – у Диодора, Плутарха, Элиана, Лукиана. По-видимому, Эфором же Анахарсис впервые включается в число Семи мудрецов, что наделяет его статусом одного из родоначальников философии. Вполне вероятно, что образ Анахарсиса использовался и в целях аллегорической пропаганды, в частности, для возвеличивания Афин.

Несмотря на всю свою былую славу, Анахарсис не пользуется популярностью у западных исследователей. Книги и статьи о его учении, вышедшие за последние сто пятьдесят лет, можно пересчитать буквально по пальцам. Большая часть высказываний Анахарсиса считается приписанной ему позднейшими мыслителями. Тем не менее, многие из высказываний носят ярко индивидуальный характер и очевидно негреческое происхождение, в том числе, высмеивающие эллинскую страсть к соревнованиям, пристрастие к вину, демократию, законодательство, денежную систему, «специализацию» богов в греческом пантеоне. Ряд высказываний Анахарсиса позволяет установить его связь с орфиками, которым принадлежит совершенно нехарактерный для греческого мировоззрения взгляд на жизнь как на наказание. Вполне вероятно, что орфическое учение и учение Анахарсиса коренятся в неком источнике, который ряд ученых склонны искать на «дальнем севере».

Философия Анахарсиса весьма разнится с современной ему греческой и выдает в нем пришельца из другой цивилизации; в ней угадываются мотивы, характерные для индоевропейской ментальности, мифологии. При этом важно понимать, что влияние Анахарсиса на греческую мысль было весьма существенным. Его испытали киники, стоики, софисты, а также Платон и Аристотель. Таким образом, прямо или опосредованно учение Анахарсиса лежит в основе греческой, а стало быть, и западной философии, и именно по этой причине оно требует значительно большего к себе внимания исследователей.