• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Место мыслительных операций в структуре способностей и мышления

Берберян Э. С.

Исследование мыслительных операций играет ключевую роль в психологии способностей, психологии мышления, психологии обучения. Проблема мыслительных операций напрямую связана с проблемой способностей, так как механизмы овладения способностями раскрываются посредством исследования операций. Овладение индивидом мыслительными операциями, выступающими как обобщенные способы решения задач, определяет развитие мышления и развитие индивида в целом.

Теоретико-методологические основания исследования составляют: культурно-исторический подход к развитию высших психических функций, теория деятельности (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, В. П. Зинченко, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн, П. Тульвисте, Д. Б. Эльконин и др.), теория системогенеза и способностей В. Д. Шадрикова.

Научная новизна работы заключается в анализе понятия мыслительных операций с позиции места данного понятия в ментальном развитии человека, в постановке проблемы овладения индивидом мыслительными операциями в возрастном аспекте с учетом нелинейности и гетерохронности развития.

При исследовании мыслительных операций важным является понимание современного состояния проблемы, в рамках которого имеется терминологическая разобщенность и отсутствует единая трактовка. На основании проведенного анализа были описаны тенденции, связанные с различиями в трактовке термина и метода, при помощи которого проводится экспериментальное исследование, и было выделено определение, обозначенное как исходное в работе во взаимосвязи с рабочей концепцией. Содержательное определение мыслительных операций в связи с развитием мышления и способностей является продуктивным шагом на пути к исследованию ментального развития человека.

Практическая значимость работы заключается в возможном применении результатов исследования в практике образовательного процесса. Построение учебных программ педагогами с учетом проведенного исследования позволит развивать способности учащихся как субъектов учебной деятельности за счет операционных механизмов.