• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 6 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Grigoryev D., Jurcik T., Batkhina A. et al. Russian Psychological Journal. 2018. Vol. 15. No. 2/1. P. 117-130.
Добавлено: 22 сентября 2018
Статья
Федотова В. А. Российский психологический журнал. 2020. № 1.

Введение. Актуальность исследования различий поколений связана с  недостаточной разработанностью данной проблемы в рамках науки. В условиях современной действительности необходимо изучение факторов, которые помогают человеку справляться со стрессогенными факторами и нарастающей напряженностью. Цель представленного исследования заключается в выявлении предикторов жизнестойкости у разного поколения россиян.

Методы. В эмпирическом исследовании была проведена диагностика ценностей, субъективного экономического благополучия и факторов жизнестойкости россиян, проживающих в разных регионах Российской Федерации, в возрасте от 18 до 75 лет. В ходе исследования были использованы четыре методики:методика измерения индивидуальных ценностей PVQ-R [17], «Тест жизнестойкости» Д.А. Леонтьева [11], методика «Субъективное экономическое благополучие» В.А. Хащенко [14] итест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева [10].

Результаты. Общий уровень жизнестойкости выше у представителей поколения Y. На формирование жизнестойкости у всех трех поколений современной России оказывает влияние значимость смысложизненной ориентации «Локус контроля - жизнь», тем не менее, у поколений Xи Y это влияние положительное, а у  «беби-бумеров» - отрицательное. На формирование жизнестойкости представителей поколения X, Yи «беби-бумеров» оказывает негативное влияние уровень экономической тревожности. У поколения X и Y на формирование жизнестойкости оказывают влияние значимость ценностей индивидуализма -  «Самостоятельность: мысли» и «Достижение». 

Обсуждение результатов.С ростом недовольства своим материальным положением, невозможностью откладывать деньги, с ростом экономической тревожности, снижается уровень жизнестойкости россиян. Рост материального благополучия может повысить уровень жизнестойкости у всех групп респондентов. Самостоятельность в выборе действий, наличие амбициозных целей в жизни, стремление быть успешным, необходимость чувствовать себя защищенным и в безопасности, повышают возможность человека противостоять стрессогенным факторам у представителей поколения X и Y.

Добавлено: 4 марта 2020
Статья
Берберян Э. С. Российский психологический журнал. 2016. Т. 13. С. 19-29.

Исследование мыслительных операций играет ключевую роль в психологии способностей, психологии мышления, психологии обучения. Проблема мыслительных операций напрямую связана с проблемой способностей, так как механизмы овладения способностями раскрываются посредством исследования операций. Овладение индивидом мыслительными операциями, выступающими как обобщенные способы решения задач, определяет развитие мышления и развитие индивида в целом.

Теоретико-методологические основания исследования составляют: культурно-исторический подход к развитию высших психических функций, теория деятельности (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, В. П. Зинченко, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн, П. Тульвисте, Д. Б. Эльконин и др.), теория системогенеза и способностей В. Д. Шадрикова.

Научная новизна работы заключается в анализе понятия мыслительных операций с позиции места данного понятия в ментальном развитии человека, в постановке проблемы овладения индивидом мыслительными операциями в возрастном аспекте с учетом нелинейности и гетерохронности развития.

При исследовании мыслительных операций важным является понимание современного состояния проблемы, в рамках которого имеется терминологическая разобщенность и отсутствует единая трактовка. На основании проведенного анализа были описаны тенденции, связанные с различиями в трактовке термина и метода, при помощи которого проводится экспериментальное исследование, и было выделено определение, обозначенное как исходное в работе во взаимосвязи с рабочей концепцией. Содержательное определение мыслительных операций в связи с развитием мышления и способностей является продуктивным шагом на пути к исследованию ментального развития человека.

Практическая значимость работы заключается в возможном применении результатов исследования в практике образовательного процесса. Построение учебных программ педагогами с учетом проведенного исследования позволит развивать способности учащихся как субъектов учебной деятельности за счет операционных механизмов.

Добавлено: 15 декабря 2016
Статья
Реан А. А., Демьянчук Р. В. Российский психологический журнал. 2016. Т. 13. № 1. С. 85-93.

В статье рассматривается проблема некоторых методологических ориентиров в содержании психологического сопровождения педагогов на этапах профессионально-личностного становления. Отправной идеей анализа проблемы является идея сближения Я-образа и образа эталона личности педагога в процессе становления личности в профессии, которое сопровождается появлением психических новообразований, отражающих степень сближения Я-образа и образа эталона личности профессионала. Показывается, что стремление педагога приблизиться к «идеалу» (преимущественно через развитие качеств «лидерства») скорее уводит его от действительно продуктивных моделей педагогического общения. Предполагается, что искаженное представление об идеале педагога как властной, доминантной личности сформировано контекстом длительного доминирования в организации и содержании образования установок авторитарной педагогики. Изучение особенностей структуры личности педагога свидетельствует о том, что для сотрудников как общеобразовательных, так и коррекционных образовательных учреждений характерны наиболее высокие показатели по шкалам ригидности, пессимистичности и эмоциональной лабильности. Наименее выражены показатели по шкалам тревожности и индивидуалистичности. На основе математико-статистического анализа эмпирических данных об особенностях личности современных педагогов выделены два основных этапа интеграции личностных свойств педагога и требований профессиональной деятельности: профессионально-личностного становления и профессионально-личностной зрелости, что предлагается рассматривать как значимый методологический ориентир в обеспечении психологического сопровождения педагогов. Сформулированы основные задачи психологического сопровождения педагогов, ориентированные на личностные особенности, и проблемы, свойственные каждому из этапов профессионально-личностного становления. Сделан вывод о необходимости широких исследований, ориентированных на оценку эффективности различных методов психологической работы с педагогами и решение задачи оптимизации профессиональной подготовки психологов образования к такой работе.

Добавлено: 13 декабря 2016
Статья
Реан А. А. Российский психологический журнал. 2017. Т. 14. № 1. С. 62-76.

В статье подчеркивается противоречие между высокой значимостью семьи в структуре ценностей молодежи и большим количеством разводов именно среди молодежи. При анализе этого противоречия делается вывод, что молодежь нужно специально готовить к семейной жизни. Приводятся результаты масштабного эмпирического исследования, проведенного в восьми регионах разных федеральных округов России. Общий объем репрезентативной выборки составил более 7000 человек. Выборку составили респонденты из больших и малых городов России, а также из сел, из полных и неполных семей, из семей с 1–2 детьми и многодетных семей. Показано, что в структуре жизненных ценностей молодежи семья занимает первое место. Установлено, кроме того, что подавляющее число респондентов считает наличие семьи обязательным условием счастья. Установлено также, что абсолютное большинство респондентов полагает, что нужно специально готовить человека к созданию семьи. Но только треть опрошенных полагает при этом, что это можно сделать с помощью преподавания специального курса по вопросам семьи и семейной жизни в школах. Показано, что для большинства респондентов их нынешняя, родительская семья не является ориентиром и образцом. Показано, что репродуктивные установки молодежи преимущественно связаны с наличием в будущем двух-трех детей, что не соответствует современной реальной демографической статистике. Выявлено, что более половины респондентов одобрительно относятся к гражданским бракам. Вместе с тем, к рождению детей вне брака отношение молодежи менее терпимое. Установлено, что наибольшее влияние на молодежь в процессе их взросления оказывает мать. Отцы, занимая второе место, проигрывают матерям с большим разрывом. Выявлено, что обобщенные портреты матери и отца оказались полностью положительными. То есть, они не содержали ни одной негативной характеристики. Общие качества, которые попали в первую десятку наиболее популярных в описаниях как отца, так и матери, следующие: добрый, надежный, заботливый, ответственный,семейственный, умный.

Добавлено: 17 октября 2017
Статья
Реан А. А. Российский психологический журнал. 2015. Т. 12. № 1. С. 29-40.
Рассматриваются вопросы взаимосвязи социальных установок и асоци- ального поведения детей и подростков. Анализируется вопрос о взаимосвязи установки и социального поведения в связи с такими факторами, как сила/ слабость, четкость/амбивалентность установки, а также влияние фактора ситуации. Рассматриваются результаты эмпирических исследований ценност- ных ориентаций, морально-психологических установок молодежи на выборках старшеклассников и студентов. Семья рассматривается как фактор, одновре- менно обусловливающий как формирование социальных установок, так и самого асоциального поведения. Анализируются современные подходы и результаты эмпирических исследований условий, при которых социальные установки лич- ности непосредственно влияют на асоциальное поведение, а при которых нет. Обсуждаются вопросы влияния на асоциальное поведение детей и подростков структурной и психологической деформации семьи. Подчеркивается, что в плане детерминации асоциального поведения несовершеннолетних приоритет принад- лежит психосоциальной деформации семьи. Показано, какие стили родительского воспитания и при каких условиях непосредственно влияют на формирование агрессивного поведения. Отмечается, что недостаточный надзор за ребенком является более важным фактором делинквентности, чем неблагоприятное социально-экономическое положение. Анализируются результаты эмпирических исследований, из которых следует, что важным условием развития социально отклоняющегося поведения является не только негативное социальное науче- ние, но и фрустрация, возникающая при отсутствии родительской любви. Показано, что центральное место в системе отношений детей и подростков принадлежит матери. Установлено, что снижение положительного отношения к матери, увеличение негативных дескрипторов при описании матери корре- лирует с общим ростом негативизации всех социальных отношений личности. Подчеркивается, что взаимоотношения между родителями и ребенком, харак- теризуемые непоследовательностью, так же как и высокая конфликтность, наиболее значительно способствуют научению ребенка агрессии как способу разрешения межличностных конфликтов.
Добавлено: 17 октября 2017