• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Влияние экономики на электоральное поведение в России: работает ли «контракт» власти и общества?

Представленное исследование посвящено анализу влияния экономических факторов на электоральное поведение россиян на федеральных парламентских выборах (2003-2016 гг.). Авторы тестируют гипотезу о наличии «контракта» власти и общества, предполагающего использование социально-экономической политики с целью повышения и закрепления лояльности граждан. Результаты статистического моделирования показали, что утверждать о существовании подобного «контракта» можно лишь с большими оговорками. «Контракт» проявляется в рамках среднесрочной электоральной динамики, где избиратели ориентируются, однако, не на личное благосостояние, а на макро-факторы экономического роста и сокращения бедности, и в то же время не проявили склонности к «наказанию» власти на фоне текущего кризиса. Среди социальных групп в роли участников «контракта» выступают пенсионеры, отвечающие лояльностью на рост пенсий, но не работники бюджетной сферы. Наконец, исследование не подтвердило представления о надежности как пенсионеров, так и работников бюджетной сферы в качестве электоральной опоры «Единой России», равно как и об электоральной «эффективности» региональных социальных расходов.