• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

О разработке учебно-лабораторного стенда для изучения аппаратного модуля доверенной загрузки «Аккорд»

Капгер И. В., Журилова Е. Е., Миронова А. А.

Сформулирована актуальная проблема повышения качества практической подготовки специалистов по защите информации. Раскрыты особенности развития учебно-лабораторной базы для их обучения. Проанализирована проблема изучения средств защиты информации от несанкционированного доступа, обусловлена необходимость практической подготовки квалифицированных специалистов. Приведена структура затрат в госведомствах и корпоративных системах на информационную безопасность по классам продуктов защиты информации. Проанализированы компетенции выпускников вузов, формируемые в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки «Информационная безопасность». Приведены основные требования по защите автоматизированных систем с использованием аппаратного модуля доверенной загрузки «Аккорд» от несанкционированного доступа в соответствии с установленной классификацией. Приведено краткое описание функциональных возможностей аппаратного модуля доверенной загрузки «Аккорд». Перечислен состав программных и аппаратных средств комплекса, представлен порядок их функционирования и взаимодействия на различных этапах загрузки и дальнейшей работы. Приведена схема размещения учебно-лабораторного стенда на основе программно-аппаратного комплекса «Аккорд» в учебной лаборатории, оборудованной необходимыми для выполнения учебных задач рабочими станциями. Перечислены основные задачи, решаемые обучаемыми в процессе выполнения заданий с использованием аппаратного модуля доверенной загрузки «Аккорд». Представлена последовательность отработки обучаемыми студентами алгоритма создания нового пользователя, присвоения ему идентификатора и прав доступа. Пошаговый алгоритм выполняемых задач сопровождается необходимыми пояснениями и рисунками. Определены перспективы дальнейшего развития учебно-лабораторного стенда и использования его в учебном процессе. Проведена оценка эффективности использования учебно-лабораторного стенда на основе контроля сформированных компетенций обучаемых.