• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Еще раз о логике арианства: проблематика причастности и неоплатонизм в учении Ария

В статье выделяются линии использования языка причастности Арием и арианами. Согласно первой линии, о Сыне говорится как о причаствующем к Божеству Отца, что понимается в смысле того, что Сын не обладает Божественностью по Своей природе. Вторая линия связана с концептом непричастности: согласно которой о Сыне говорится как о непричастном Отцу и его природе. Третья линия связана с концептом причаствуемых начал в Божестве: Премудрости, Слове и Силе, которым причастен Сын. Предложена реконструкция учения Ария, по которой эти начала являются универсальными и причаствуемыми и для существ тварной сферы; сравнивается проявление темы причастности у Ария и Оригена; выдвинуто предположение, в каком отношении Ориген мог повлиять на Ария; указано на существенные отличия между учениями Оригена и Ария в этом отношении. Показано, что одним из таких моментов является концепт непричаствуемости, отсутствующий в концептуальном аппарате Оригена, но появляющийся у Ария. С учетом факта того, что этот концепт был введен в неоплатоническую философию и использовался в похожем значении старшим современником Ария Ямвлихом, а также с учетом наличия в учении Ямвлиха учения о генадах, понимаемых как универсальные причаствуемые реалии, допускается наличие линии, связанной с доктриной Ямвлиха, в философско- богословском языке арианской доктрины.