• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Импортная вещь и дух консюмеризма: потребительские аспекты выездного туризма в СССР

Soviet and Post Soviet Review. 2016. № 43 (2). С. 182-218.
Орлов И. Б., Попов А. Д.

В статье туристские путешествия граждан СССР за рубеж рассматриваются не только и не столько как инструмент идеологического и культурного наступления социалистической системы, способ познания окружающего мира или получения удовольствия, сколько важный канал приобретения импортных вещей, а также редкая для советского человека возможность знакомства с западной культурой потребления. Это позволяет раскрыть специфику и внутреннюю логику феномена советской потребительской культуры с присущим для нее культом импортной вещи, сформировавшимся вопреки догме официального диксурса о том, что «советское – значит лучшее». На основе архивных документов, материалов советской прессы и воспоминаний бывших туристов показано, как культ импортных товаров сформировал особую, двухуровневую модель поведения советских людей за рубежом. Если внешне они старались соответствовать канону «человека идеологического», но в то же время практически у всех граждан СССР более или менее открыто проявлялись черты «человека экономического», стремящегося любыми путями приобрести как можно больше импортных вещей и финансово «оправдать» дорогостоящую поездку. По мере роста масштабов выездного туризма в СССР и деформации системы отбора кандидатов на выезд (понижение планки требований к выезжавшим, бюрократический формализм, распространение коррупционных практик) идеологическая составляющая стала все более открыто игнорироваться, а потребительская миссия вышла на первый план. Навыки «экономического человека», приобретенные советскими гражданами во время поездок за рубеж, оказались очень востребованными в новых социально-экономических условиях.