• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Насилие как объект осмеяния

Искусство кино. 2016. № 7. С. 130-135.

Франко-британский фильм «Четыре льва», снятый под руководством известного режиссера-сатирика Кристофера Морриса, рассказывает историю британских мусульман, решивших стать террористами. Жанр этого фильма в большей степени тяготеет к трагикомедии, обрамленной элементами псевдодокументалистики. В центре повествования находится повседневная жизнь участников небольшой группировки, которые мечтают совершить громкий теракт, но постоянно сталкиваются с разными неудачами.

Важную часть художественного мира фильма составляет абсурд. Под его действие попадает и смерть, которая становится объектом осмеяния. Смех – это самый известный и простой способ победить страх. А терроризм, как известно, питается социальным страхом. В этом смысле юмор и сатира представляют собой культурологическое оружие, посредством которого образ терроризма деконструируется и десакрализуется. В мире «Четырех львов» методично нарушается связь между вещами, каждый элемент оборачивается своей противоположностью. Так изображается мир хаоса. Кульминацией этого хаоса становится марафон, участники которого надевают костюмы различных медийных персонажей, представляющий собой вариацию карнавала Бахтина с его «переворачиванием смыслов».