• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Управление рисками при осуществлении государственного контроля в России

В России риск-ориентированный подход активно развивается в отдельных сферах государственного управления, но пока не носит универсального характера. Полномасштабное внедрение системы управления рисками позволит повысить как эффективность контрольно-надзорной деятельности, так и  комфортность ведения бизнеса. Целью статьи являются обобщение и анализ имеющегося в России опыта управления рисками при осуществлении государственного контроля, а также формирование целевой модели и предложений по ее реализации. Для этого, исходя из имеющихся научных разработок и положений законодательства, были сформулированы определения понятий «риск» и «система управления рисками» применительно к сфере государственно- го контроля (надзора), а  также на основании российского опыта проанализированы два основных элемента систем управления рисками: процедура оценки рисков и меры по их минимизации.

Описание и классификация систем оценки рисков осуществлены в результате анализа следующих элементов: объект, шкала, способ и  метод оценки уровня риска подконтрольных субъектов (объектов). В отношении мер по минимизации рисков рассмотрены вопросы дифференциации административных режимов начала осуществления хозяйственной деятельности, проверяемых обязательных требований и порядка госу- дарственного контроля исходя из уровня потенциальной опасности подконтрольного лица (объекта).

Представлена общая характеристика всех систем управления рисками, кото- рые в настоящее время используются в 12 видах контроля. Разработана целевая модель риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного контроля, и сформулированы 10 основных принципов, реализация которых позволит создать высокоэффективные системы управления рисками при осуществлении органами власти контрольно-надзорной деятельности.