?
Подростковая алкоголизация и депрессия в образовательной среде колледжей и техникумов
Социология образования. 2016. № 4. С. 74-83.
Исследовательская работа изучает алкогольное поведение подростков в образовательной среде колледжей и техникумов. Анализируется связь между потреблением алкогольных напитков и предшествующим депрессивным состоянием среди подростков 17–18 лет. Лонгитюдные данные были собраны в четырех учреждениях среднего профессионального образования города Санкт-Петербурга (310 учащихся). Результаты показали, что алкоголизация подростков связана с усугублением депрессивного состояния в течение учебного года.
Приоритетные направления:
социология
Язык:
русский
Ключевые слова: подросткигендердепрессия genderadolescentsdepressiondrinking behaviorlongitudinal databaseалкогольное потреблениелонгитюдные данные
ПУБЛИКАЦИЯ ПОДГОТОВЛЕНА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОЕКТА:
Валединский П. И., Иванюшина В. А., Александров Д. А. и др., / Высшая школа экономики. Series SOC "Sociology". 2023. No. 101.
Добавлено: 12 августа 2023 г.
Тенишева К. А., Александров Д. А., Социология образования 2016 № 1 С. 64-74
Рассматривается влияние этнической, классовой и гендерной принадлежности учащихся на их образовательные успехи и достижения (на примере Санкт-Петербурга). Подробно обсуждаются выявленные паттерны: лучше учатся дети из семей более высокого статуса; успехи девочек значимо выше, чем мальчиков; этнических различий не обнаруживается. Для описания эффектов используется как дескриптивная статистика, так и регрессионный анализ. Авторы показывают необходимость учитывать все ...
Добавлено: 12 мая 2016 г.
Дейнека О. С., Духанина Л. Н., Максименко А. А., Перспективы науки и образования 2020 Т. 47 № 5 С. 273-292
Актуальность изучения агрессии детей в киберпространстве остается предельно высокой в силу продолжающейся интенсификации цифровой коммуникации, развития социальных медиа и новых форматов взаимодействия, особенностей цифровой социализации поколения Z. В ходе теоретического анализа работ зарубежных исследователей, в основном, последних пяти лет, посвященных проблеме травли в сети Интернет, приводятся данные многочисленных опросов о распространенности феномена в различных странах, ...
Добавлено: 21 октября 2020 г.
Савинская О. Б., Лебедева Н. В., Женщина в российском обществе 2020 № 2 С. 62-75
После получения образования в STEM женщины, по сравнению с мужчинами, имеющими образование такого же уровня, реже продолжают работать по профессии, занимают руководящие посты, получают ученую степень. В данном исследовании рассмотрено стереотипное представление «Работа в STEM не для женщин». Было проведено 18 лейтмотивных интервью с женщинами, получившими образование в STEM-областях, работающими и неработающими по полученной специальности. ...
Добавлено: 28 октября 2020 г.
Липасова А. Н., Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология 2016 № 3 С. 637-648
В статье анализируются и сравниваются несколько подходов к понятию отцовства, присутствующих в западной социологической традиции: биологический детерминизм, социальный конструктивизм и биосоциальная теория. Проблематика отцовства и родительских практик мужчин маргинализирована в современных российских социальных иссследованиях, посвященных семейной тематике, и этот факт закрепляет традиционное неравенство в семейных отношениях, когда роль отца считается вторичной по сравнению с материнской ...
Добавлено: 9 декабря 2016 г.
Зинченко Д. И., Лукьянова А. Л., Мир России: Социология, этнология 2021 Т. 30 № 1 С. 111-133
В работе, основанной на данных РМЭЗ ВШЭ за 1995–2015 гг., анализируется влияние роста уровня образованности российского населения на состояние в браке и изменение состава семей с точки зрения уровня образования супругов. Результаты показывают снижение доли состоящих в браке для обоих полов, всех образовательных и практически всех возрастных групп, при этом увеличение доли одиноких не является ...
Добавлено: 11 марта 2021 г.
Bodovski K., Chykina V., Хавенсон Т. Е., British Journal of Sociology of Education 2019 Vol. 40 No. 3 P. 393-409
Добавлено: 30 ноября 2018 г.
М. : ИАЭ РАН, 2010
Издание включает в себя материалы международной научной конференции РАИЖИ (Российской ассоциации исследователей женской истории), местом проведения которой избран в 2010 году Череповецкий государственный университет (г. Череповец Вологодской обл.). Материалы конференции позволяют составить представление о путях развития и становления актуального научного направления - женских и тендерных исследований в науках о прошлом, сложностях и противоречиях, возникающих в ...
Добавлено: 13 января 2014 г.
Заиченко Н. А., Савельева Е. А., ИНТЕРакция. ИНТЕРвью. ИНТЕРпретация 2020 Т. 12 № 3 С. 50-74
В статье представлены результаты двухлетнего исследования проблемы гендерной сегрегации в педагогических коллективах школ Санкт-Петербурга. Тема раскрывается через представления всех категорий участников образовательных отношений (учителей, родителей, учеников и руковоителей) о наличии/отсутствии данной проблемы. Выявлены некоторые зависимости представлений респондентов о гендерном неравенстве
от возраста, пола и типа респондентов. Наиболее «гендерно зависимыми» оказались педагоги старше сорока лет и руководители; учителя-мужчины чаще акцентируют ...
Добавлено: 21 октября 2020 г.
Реан А. А., Национальный психологический журнал 2018 Т. 30 № 2 С. 3-12
Актуальность (контекст) тематики статьи. Проблема профилактики асоциального поведения несовершеннолетних актуальна потому, что делинквентное, противоправное поведение детей и подростков является мощным фактором риска асоциального развития личности в целом, фактором, отрицательно влияющим на всю их дальнейшую жизнь.
Цель: Проанализировать причины и последствия асоциального развития личности детей и подростков, рассмотреть теоретические исследования, посвященные профилактике асоциального поведения и преступности несовершеннолетних, безнадзорности и беспризорности, а ...
Добавлено: 17 октября 2018 г.
Исупова О. Г., Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены 2020 № 5 С. 602-628
Данная статья посвящена жизненным планам студентов и школьников Дальнего Востока, сформулированным ими в ходе фокус-групп по изучению миграции в сентябре — октябре 2019 г. Этим планам свойственна разная степень конкретности, реалистичности или, наоборот, идеалистичности, что не всегда связано с возрастом (самым младшим участникам было 14 лет, самым старшим — чуть более 20). В жизненных планах ...
Добавлено: 14 ноября 2020 г.
Сычев О. А., Гордеева Т. О., Консультативная психология и психотерапия 2014 № 4 С. 141-157
В статье представлен обзор исследований, посвященных разработке и оценке программ психологической профилактики депрессии у подростков. Несмотря на высокую распространенность подростковых депрессий и суицида в нашей стране, разработка программ их психологической профилактики продвигается очень медленно. В статье рассматривается ряд зарубежных психопрофилактических программ, основанных на идеях интерперсональной и когнитивно-поведенческой терапии. Подробно обсуждаются содержание и основные характеристики пенсильванской ...
Добавлено: 26 декабря 2014 г.
Андрущак Г. В., Козьмина Я. Я., Сивак Е. В. и др., Йошкар-Ола : ООО «Полиграфическое предприятие Центр Принт», 2010
В работе описывается процесс введения новой системы оплаты труда учителей (НСОТ) в Новгородской и Калининградской областях и изменения, происходящие в школе после введения НСОТ. Выводы основаны на данных опросов, проведенных Институтом институциональных исследований ГУ-ВШЭ в городских школах Калининградской области в мае 2009 года и Новгородской области в октябре 2009 года. Рассматривается формирование критериев стимулирования, динамика ...
Добавлено: 27 ноября 2012 г.
Beijing : UNESCO International Research and Training Centre for Rural Education (INRULED), 2013
The present book is the result of the project International Comparative Study on Education, Career and Migrant Strategies of School Students from Rural Areas in Transition Countries initiated by UNESCO International Research and Training Centre for Rural Education (INRULED) and the Center for Applied Economic Research, National Research University Higher School of Economic (HSE) of ...
Добавлено: 8 октября 2013 г.
Савицкая Е. В., Народное образование 2005 № 10 С. 35-41
Добавлено: 19 февраля 2010 г.
Бессуднов А. Р., Куракин Д. Ю., Малик В. М. и др., / НИУ ВШЭ. Серия WP IE "Научные доклады Института образования". 2014. № WP 02/IE/2014.
Российское лонгитюдное панельное исследование образовательных и трудовых траекторий, реализуемое в Институте образования НИУ ВШЭ, является первым когортным лонгитюдным исследованием национального масштаба, проводимым в современной России. В первом разделе бюллетеня представлена программа исследования, обоснована его актуальность, приведены исследовательская архитектура и принципы организации, а также рассмотрены основные исследовательские вопросы. Второй раздел посвящен методологии, включая более подробное описание ...
Добавлено: 17 марта 2015 г.
Смирнова Е. А., Лисовская И. В., Власть и управление на Востоке России 2016 Т. 76 № 3 С. 114-121
На протяжении последних лет, вырос исследовательский интерес к изучению подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации. В данной статье подростковый возраст анализируется с точки зрения социального конструктивизма. Подростковость рассматривается как конструкт, который находится в плоскости научных, медиа и государственных дискурсов. В статье представлен аналитический взгляд на процесс конструирования ...
Добавлено: 14 сентября 2017 г.
Пьянкова А. И., Фаттахов Т. А., Экономический журнал Высшей школы экономики 2017 Т. 21 № 4 С. 623-647
Предыдущие исследования дифференциации российской смертности по уровню образования показали, что различия в смертности в России в 1970–1980-х годах были не меньшими, чем в западных странах. Начиная с 1998 г. и вплоть до 2011 г. информация о социальных характеристиках умерших несобиралась. Особенностью российской статистики смертности, начиная с 2011 г., является наличие существенной доли записей об умерших ...
Добавлено: 6 декабря 2017 г.
Хавенсон Т. Е., Вопросы образования 2019 № 3 С. 77-100
В статье описывается реформа образовательного стандарта в школах с русским языком преподавания в Латвии и Эстонии. Цель исследования ответить на вопрос: были ли данные реформы успешными в плане принятия нового стандарта и улучшения показателей в PISA (Международной программе оценки образовательных достижений учащихся)? Проведен анализ того, каким образом положения законов о реформе и других документов, имеющих ...
Добавлено: 4 декабря 2018 г.
Андреев А. Л., Новохатько И. М., Осипова А. С., Социологическая наука и социальная практика 2017 Т. 5 № 4 С. 27-45
В настоящей статье проанализированы глубинные изменения, связанные
с превращением университетов в корпорации в контексте институционального анализа.
Исследование выполнено в формате case-study, респондентами были студенты, аспиранты
и молодые учёные исследовательских специальностей НИЯУ МИФИ. Авторами выдвинуты
три гипотезы: о возможном несовпадении ценностей обучающихся с ценностями университета; о демотивации студентов 3-го курса ввиду отсутствия индивидуальной коррекции обучения
и о неуверенности в будущем после ...
Добавлено: 20 сентября 2018 г.
Замятнина Е. С., Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены 2017 № 3 С. 163-176
На основе данных о поступивших в российские вузы на очные формы обучения в 2011—2016 гг. проводится анализ гендерных предпочтений абитуриентов. Специальности, на которых доля представителей одного пола стабильно превышала две трети, были отмечены как «мужские» или «женские». Те специальности, на которых соблюдалось относительное равенство в соотношении мужчин и женщин, отнесены к «нейтральным».Почти весь состав «мужских» специальностей представлен инженерными науками; в то же время эти науки практически не представлены ...
Добавлено: 2 ноября 2019 г.
Подсыпанина Т. Д., Бизнес-образование 2012 № 1 (31) С. 79-84
Международная научно-практическая конференция была организована Российской Ассоциацией бизнес-образования совместно с Южно-Уральским государственным университетом и Московским университетом экономики, статистики и информатики и проходила в Челябинске 21-22 апреля 2011 г. ...
Добавлено: 20 сентября 2015 г.
Полухина Е. В., Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований 2014 Т. 3 С. 22-31
В статье предпринята попытка показать социальный порядок постсоветского дачного простран
ства — организованную систему отношений, определяющую взаимодействие его участников. Главный
предмет исследования — дачные практики. Основой для статьи послужило полевое исследование, реали
зованное в стратегии case-study.
Постсоветская дача представлена как социальный институт, элемент устойчивого социального
развития горожан. Она провоцирует создание устойчивых социальных отношений — семьи и соседства.
Будучи локальной территорией городской ...
Добавлено: 24 декабря 2014 г.