• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Смысловые поля и речевые маркеры процессов персонализации и персонификации

Вопросы психологии. 2016. № 1. С. 123-134.

Обсуждается субъектность как свойство индивида, обнаруживающее себя в персонализации и персонификации как диаметрально противоположных процессах актуалгенеза личности человека. Выдвигается предположение о представленности данных процессов в речи. Представлены результаты эмпирического исследования смысловых полей и речевых маркеров процессов персонализации и персонификации. Операционализированы смысловые поля «Быть личностью» (персонализация) и «Быть собой» (персонификация). Показано, что у испытуемых мужчин, для которых значимо обладание высокими личностными качествами, низка значимость принятия себя, и наоборот. Выявлены слова-маркеры процессов персонализиции («иметь», «уметь», «отстаивать», «обладать», «поступки», «жизнь»») и персонификации («вести себя», «существовать», «стараться», «принимать», «поступать»). Наконец, для персонификации характерны речевые конструкции, построенные через отрицание. На основе валидизации полученных результатов экспертамиособенности означения в речи испытуемых процессов персонализации и персонификации можно представить в виде категориальной сетки.