• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Фальшивые ученые степени в XVIII веке?

Вопросы образования. 2016. № 1. С. 245-273.

В статье на основе анализа новейших работ историков и диссертаций XVII – XVIII веков реконструируются важнейшие составляющие практики присуждения ученых степеней в немецких университетах раннего Нового времени. Задача реконструкции – понять, можно ли считать эту практику сопоставимой с нечестными способами получения академических степеней в современном мире. Для поиска ответа на этот вопрос рассматриваются представления об ученой степени в европейской культуре до эпохи Модерна, магистерские и докторские диссертации XVII – XVIII веков и проблема их авторства, изменения, произошедшие в процедуре их защиты и историко-культурные предпосылки рождения докторской степени современного типа. В итоге делается вывод, что поскольку основные социальные, культурные и интеллектуальные перемены, способствовавшие появлению общепринятого сегодня понимания академических степеней, завершились лишь к началу XIX века, предъявлять современные научные и нравственные критерии к практике присуждения их в более ранний период необоснованно. Из такого заключения не следует, что фальшивых ученых степеней в Европе раннего Нового времени, в отличие от сегодняшнего дня, не было, или что они были редкостью, – просто сама «фальшивость» понималась тогда иначе.