Статья
Фальшивые ученые степени в XVIII веке?
В статье на основе анализа новейших работ историков и диссертаций XVII – XVIII веков реконструируются важнейшие составляющие практики присуждения ученых степеней в немецких университетах раннего Нового времени. Задача реконструкции – понять, можно ли считать эту практику сопоставимой с нечестными способами получения академических степеней в современном мире. Для поиска ответа на этот вопрос рассматриваются представления об ученой степени в европейской культуре до эпохи Модерна, магистерские и докторские диссертации XVII – XVIII веков и проблема их авторства, изменения, произошедшие в процедуре их защиты и историко-культурные предпосылки рождения докторской степени современного типа. В итоге делается вывод, что поскольку основные социальные, культурные и интеллектуальные перемены, способствовавшие появлению общепринятого сегодня понимания академических степеней, завершились лишь к началу XIX века, предъявлять современные научные и нравственные критерии к практике присуждения их в более ранний период необоснованно. Из такого заключения не следует, что фальшивых ученых степеней в Европе раннего Нового времени, в отличие от сегодняшнего дня, не было, или что они были редкостью, – просто сама «фальшивость» понималась тогда иначе.
Стремление человека к совершенству присуще человеку издавна, но в XX веке проявилась его неоднозначность. В монографии прослеживается история развития понятия "совершенство" от античности и Древнего Востока до XX века, а также понятий "идеального человека" и "нового человека". Предлагается классификация процессов самосовершенствования; такие состояния, как вера, любовь, одиночество рассматриваются в их влиянии на эти процессы. Анализируется специфика совершенных художественных произведений (шедевров) и их восприятия. Специалистам в области психологии, философии и социологии культуры, студентам гуманитарных вузов, широкому кругу читателей.
В монографии представлен социологический, исторический и семиотический анализ знания о прошлом. Синтез этих подходов позволяет авторам развить современные представления о "смысле и значении" истории; отделить научное историческое знание от мифологического, религиозного, философского, эстетического. Согласно авторской концепции, все эти типы знания должны рассматриваться как имеющие самостоятельное значение и механизмы формирования, задающие разные способы конструирования образов прошлого. В книге подробно анализируются основные параметры, характеризующие специфику истории как науки о прошлой социальной реальности, включая определение ее предметной области, эмпирико-теоретические основания и когнитивные функции, а также способы структурирования исторического пространства и времени.
Для историков, социологов, культурологов и всех интересующихся теорией исторического знания.
Статья посвящена актуальной и практически значимой проблеме подготовке кадрового резерва для государственного аппарата в дореволюционной России. Авторы рассматривают становление и развитие системы подготовки чиновников в рамках юридического образования посредством введения специализации на юридических факультетах. В статье анализируются камеральное отделение и специализация учебных планов юридических факультетов.
Статья посвящена испанской монахине и писательнице 16 века, автору произведений, вошедших в сокровищницу мировой литературы.
Статья посвящена изложению концепции ведущего европейского исследователя истории западного эзотеризма, профессора Амстердамского университета Воутера Ханеграаффа, представленного им в монографии «Esotericism and the Academy», смысл которого вкратце формулируется следующим образом: деление на алхимию и химию возникает благодаря двум типам формирования научного исследования. Суть первого сводится к открытию мудрости древних, выразившегося в процессе истолкования текстов и символов предыдущих эпох. Второй же тип, ныне именуемый химией, основывается на языке экспериментальной науки. Подход Ханеграаффа, таким образом, противостоит одновременно позитивистским теориям, построениям Юнга и Элиаде, а также «новой историографии» Ньюмана, Принчипе.
В издании представлен новый перевод «Послания к юношам» свт. Василия Великого (IV в.), снабженный параллельным греческим текстом и подробными комментариями к нему. Во вступлении подробно рассмотрены исторический контекст создания послания и его литературные особенности, очерчен круг античных авторов, на которых опирался святитель при работе над текстом, а также проведено сравнение с двумя другими «посланиями об образовании», написанным в Каппадокии в тот же период. Издание предназначено как студентам-филологам и историкам, так и всем, кто интересуется историей образования и раннего христианства.
Возрождение тяги к эмпирическим знаниям и различным наукам, дававшим интеллектуальной элите Запада новый ключ к постижению действительности, не могло не вызвать интереса и у властей предержащих. Великая эпоха переводов с арабского, еврейского и греческого, за два века (XII-XIII вв.) до неузнаваемости изменившая облик и структуру латиноязычной христианской науки, непонятна без учета взаимосвязей между политикой и знаниями. Именно эту большую историческую проблему и освещает данная работа, на примере одной конкретной «новой» науки того времени – физиогномики.
В статье дается характеристика переводческой деятельности Н.В. Ревякиной.
В статье речь идет о коррупции и кумовстве при защите магистерских и докторских диссертаций в университетах Российской империи. Автор рассматривает как правительство законодательными мерами, а научная общественность путем обнародования подобных казусов и обсуждения их в печати пытались противодействовать этому явлению в ученой среде.
Статья содержит анализ историографии тайной полиции в Российской империи. Выявляя подходы историков к данной теме и способы их работы с историческими свидетельствами, автор показывает негативные следтвия политической актуальности и процесса герметизации знаний о государстве. Ревизия историографического наследия позволяет автору освободить восприятие темы от созданных в разные времена и в разных условиях "квазиочевидностей". Одновременно обращается внимание на наличие богатого комплекса делопроизводственных докуменов полицейского ведомства, сохранившихся в Государственном архиве Российской Федерации. Предлагая неоинституциональный подход к их анализу, автор показывает очевидные и латентные информационные возможности обнаруженных документов.
Статья посвящена памяти Л.М. Баткина (1932 - 2016)
-
Опираясь на отечественный и зарубежный опыт, автор пытается показать влияние социальной политики советского периода на становление и развитие социального государства на разных его этапах в ведущих странах Запада, а также последствия разрушения СССР для современного состояния и перспектив социального государства в мире.