• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Шпетовская идея герменевтической интуиции в свете акционистских подходов в теории восприятия

Важность работы  Густава Шпета "Явление и смысл" состоит не только в том, что она представляет собой одну из первых полемических реакций на программный труд трансцендентальной феноменологии, 1-й том "Идей к чистой феноменологии" Э. Гуссерля, но и в её сохраняющейся по сей день актуальности. Эта актуальность связана с продолжающимися дискуссиями вокруг оснований и последствий герменевтической трансформации  первоначального феноменологического проекта. Шпет, как и, позднее, Хайдеггер, открыл герменевтическое измерение перцептивного опыта, опираясь на исследовательские принципы самого Гуссерля. Однако в отличие от Хайдеггера у Шпета это герменевтическое измерение – не "трансцендентальный" фундамент, а непосредственное содержание визуального восприятия. Иными словами,  перцептивный опыт – это не опыт сокрытия, а опыт обнаружения герменевтического (телеологического в терминологии Шпета) феномена. Аналогичное понимание герменевтических содержаний перцепции мы находим и в современной "акционистской" теории восприятия, основные принципы которой изложены в недавних работах американского исследователя Алва Ноэ, социолога Тиа ДеНоры, а также в ставшем уже классическом тексте Альфреда Шюца "О многообразных реальностях". В итоге, складываются условия для актуализирующего прочтения этой ранней работы Густава Шпета под углом зрения альтернативных феноменологическим постановок вопроса.

 

К числу ключевых новаций современных теорий восприятия в рамках интересующей нас постановки вопроса относятся следующие: рассмотрение акта восприятия как формы социального действия и как способа прямого доступа к миру, расширение понятие понимания до пределов, включающих в себя сенсомоторные реакции, концептуально неартикулируемые способности и компетенции. В итоге, перцептивный опыт, помимо когнитивного и онтологического, обретает и политическое измерение.