?
Буллинг как объект исследований и культурный феномен
Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. № 3. С. 149-159.
Бочавер А. А., Хломов К. Д.
В статье приведены основные мировые достижения в области изучения
школьной травли (буллинга); проблематизируется тема социального кон-
текста, порождающего травлю; показывается необходимость разработки
технологий изучения и профилактики буллинга в России.
Бочавер А. А., Жилинская А. В., Хломов К. Д., Социальная психология и общество 2015 Т. 6 № 1 С. 103-116
Статья посвящена анализу представлений сотрудников образовательной
системы, в частности, учителей, о школьной травле, ее причинах и последст2
виях в контексте образовательного процесса. Важную роль в эскалации или
прекращении буллинга в детском коллективе играет тактика реагирова2
ния взрослых, поэтому в статье внимание акцентируется на реально исполь2
зующихся и предположительно возможных способах реагирования, о которых
сообщают респонденты. Ключевой вывод, на который указывают получен2
ные ...
Добавлено: 9 февраля 2016 г.
Бочавер А. А., Хломов К. Д., Психология. Журнал Высшей школы экономики 2014 Т. 11 № 3 С. 178-191
В статье приведены основные мировые достижения в области изучения
школьной травли (буллинга); проблематизируется тема социального кон
текста, порождающего травлю; показывается необходимость разработки
технологий изучения и профилактики буллинга в России. ...
Добавлено: 9 февраля 2016 г.
Реан А. А., Новикова М. А., Психологическая наука и образование 2018 Т. 23 № 4 С. 112-120
Дается определение понятиям агрессии и буллинга, проводится раз- личие между ними по параметрам повторяемости и дисбаланса власти Оценивается распространенность данных явлений на сегодняшний день в России и за рубежом На материале российских и зарубежных иссле- дований раскрываются семейные предпосылки того, окажется ли ребе- нок в ситуации травли и какую роль он при этом займет; описывается ...
Добавлено: 25 октября 2018 г.
Феномен буллинга – травли, запугивания и третирования других (чаще всего, более слабых) членов коллектива – в последние десятилетия стал объектом детального изучения антропологов, психологов, этологов, социологов. В статье показана распро- страненность этого явления в человеческих обществах. Цель данного исследования – анализ буллинга как социокультурного феномена и выявление особенностей травли в коллективах младших школьников. Авторы приходят ...
Добавлено: 9 октября 2014 г.
Статья посвящена описанию нового метода оценки риска буллинга в школе. Приводятся некоторые результаты мировых исследований в области школьной травли. Обосновыва- ется необходимость разработки инструментов исследования и программ профилактики буллинга в России. Описывается процесс разработки, апробации и валидизации методи- ки для оценки риска буллинга среди школьников. Выборка составила 285 детей и под- ростков (53 % девочки) ...
Добавлено: 9 февраля 2016 г.
Жилинская А. В., Бочавер А. А., Психологический журнал 2018 Т. 39 № 1 С. 36-45
Приведен анализ экзистенциального, социального и инструментального подходов к пониманию построения подростками траектории своего жизненного пути, сопоставлены их ключевые тезисы, изучены возможности и ограничения с точки зрения понимания смысла и задач развития подросткового возраста. Показано, что в разных подходах подчеркиваются разные аспекты жизнетворчества, позволяя сосредоточиться на бытийной, смысловой стороне жизни (экзистенциальный подход), на социальных представлениях о последовательности этапов, образе успеха, ...
Добавлено: 21 июня 2018 г.
Bochaver Alexandra, Корзун А. Н., Поливанова К. Н., / Издательский дом НИУ ВШЭ. Series WP BRP "PSYCHOLOGY". 2016. No. 71.
Добавлено: 3 июля 2017 г.
Бочавер А. А., Жилинская А. В., Хломов К. Д., Russian Education and Society 2017 Vol. 59 No. 5-6 P. 217-230
Добавлено: 21 июня 2018 г.
Хломов К. Д., Бочавер А. А., Корнеев А. А., Социальная психология и общество 2020 Т. 11 № 2 С. 180-199
Цель исследования. Изучение специфики копинг-стратегий подростков и динамики уровня их оптимизма в контексте образовательной среды. Контекст и актуальность исследования. Образовательная среда является серьезным источником и поддержки, и стресса для учащихся; образовательное неравенство проявляется не только в качестве образования, но и в формируемых социальных и психологических навыках. Понимание особенностей репертуара копинг-стратегий, предпочитаемых и поддерживаемых в разных ...
Добавлено: 26 июня 2020 г.
Бочавер А. А., Горлова Н. В., Хломов К. Д., Психологические исследования: электронный научный журнал 2021 Т. 14 № 76
Существует много свидетельств серьезного влияния, которое оказывает поведение педагогов и руководства школ на динамику ситуаций школьной травли: на это указывают и исследования, и оценки эффективности профилактических программ. В общем виде это влияние оформляется в характеристики школьного климата, благополучие которого во многом определяет частоту и динамику множества потенциальных небезопасных ситуаций, в частности – эпизодов буллинга и ...
Добавлено: 10 сентября 2021 г.
Бочавер А. А., Психологическая наука и образование 2014 Т. 6 № 1 С. 47-55
Рассматриваются определение и феноменология прямой и косвенной травли, описываются последствия травли для всех категорий участников. Обсуждаются наиболее распространенные установки педагогов (нормативная, ассертивная, избегающая) по отношению к травле и вытекающие из этих установок способы реагирования. Отмечается рассогласование в понимании явления травли между психологами и педагогами, подчеркивается необходимость выработки согласованных определений при проектировании программ профилактики и процедур ...
Добавлено: 9 февраля 2016 г.
Бочавер А. А., Поливанова К. Н., Корзун А. Н., Психология. Журнал Высшей школы экономики 2017 Т. 14 № 3 С. 470-490
Статья посвящена содержанию и роли уличного досуга в социализации детей и подростков в разных поколениях. Представлены результаты контент-анализа данных опроса 251 респондента разного возраста, проведенного c использованием двух специально разработанных анкет. Рассматриваются основные занятия, конституирующие детский уличный досуг. Выделены пять основных категорий: игры (с правилами, спортивные, сюжетно-ролевые и др.); исследование окружающей среды (эксперименты, поиски, собирательство, ...
Добавлено: 21 июня 2018 г.
Поливанова К. Н., Королева Д. О., Вестник Российского фонда фундаментальных исследований. Гуманитарные и общественные науки 2016 № 1 С. 173-182
В статье показано, что при стремительном развитии технологий социальных медиа трансформируются мера и способ участия в них подростков. Если в начале их применения социальные сети дополняли непосредственное общение и изучались как отдельное дополнительное пространство, то сейчас в силу развития мобильных технологий непосредственное общение и опосредованное представляют собой единое пространство, а респонденты-подростки с трудом разделяют их ...
Добавлено: 18 октября 2016 г.
Лажинцева Е. М., Бочавер А. А., Вопросы психологии 2015 № 4 С. 49-58
Представлен теоретический обзор отечественной и зарубежной литературы, посвящен- ный роли Интернет-пространства в формировании предпосылок и предоставлении среды для девиантного поведения подростков. Рассмотрено, как возможности Интернета (инфор- мация, развлечения, Интернет-сообщества и др.) могут способствовать дезадаптации под- ростка и развитию у него девиантного поведения как в реальной, так и в виртуальной жиз- ни. Проанализированы специфические формы девиантного ...
Добавлено: 9 февраля 2016 г.
Сулимина О. В., Леонтьев Д. А., Вопросы психологии 2014 № 4 С. 30-48
Приводятся некоторые данные исследования траекторий личностного развития в подростк овом возрасте, критическом для развития самодетерминации. Проведенное исследование обнаружило у подростков, находящихся в различных условиях социализации, благополучные и неблагополучные паттерны личностного развития, различающиеся характеристиками общего психологического благополучия/неблагополучия и развитием механизмов свободы и ответственности. ...
Добавлено: 22 октября 2016 г.
Jones S., Bombieri Lucia, Livingston A. и др., British Journal of Educational Psychology 2011 Vol. 2 No. 82 P. 241-256
Социальные процессы, лежащие в основе ответов детей на издевательства ...
Добавлено: 14 декабря 2016 г.
Леонтьев Д. А., Калитеевская Е. Р., Вопросы психологии 2006 № 3 С. 49-55
Формулируется подход к анализу личностного развития в терминах развития самодетерминации на базе интеграции активности и саморегуляции, имеющих разные генетические корни и предпосылки. Проведенное исследование обнаружило в подростковом возрасте, критическом для развития самодетерминации, четыре теоретически предсказанных соотношения активности и саморегуляции, по-разному связанных с самоотношением и родительским отношением, которые задают основание для типологии личности. ...
Добавлено: 6 августа 2013 г.
Егорова П. А., Осин Е. Н., Кедрова Н. Б. и др., Вопросы психологии 2018 № 3 С. 22-33
Статья посвящена исследованию мечты и процесса мечтания в подростковом возрасте. В работе описаны содеражние подростковой мечты, индивидуальные особенности процесса мечтания, связь мечты и характера мечтания подростков с уровнем тревоги и депрессии. В исследование приняли участие 180 подростков (91 мальчик и 89 девочек 13-16 лет). Испытуемые заполняли 4 методики: авторский опросник «Исследование мечты и процесса мечтания», ...
Добавлено: 18 октября 2017 г.
Бочавер А. А., Жилинская А. В., Хломов К. Д., Современная зарубежная психология 2016 Т. 5 № 2 С. 31-38
В статье рассматривается динамика теоретических и прикладных представлений о подростковом пери
оде с точки зрения выстраивания индивидуальной траектории в этом возрасте. Обсуждаются размывание
границ подросткового возраста, откладывание жизненных выборов и затрудненный процесс сепарации от
родителей как тренды современного проживания подросткового периода. Анализируются особенности
современного общества (транзитивность и ее следствия), затрудняющие проектирование жизненного пути
и способствующие тому, что стратегическое мышление в ...
Добавлено: 8 сентября 2016 г.
Черненко Ю. А., Сапрыкина Д. И., Коммуникации. Медиа. Дизайн 2018 Т. 3 № 2 С. 136-150
Данная статья представляет результаты количественного этапа исследования, посвященного изучению феномена буллинга (травли) учителей со стороны учеников в российских школах. В рамках исследования была разработана первая в России анкета, позволяющая не только измерить распространенность данного феномена, но и получить данные о факторах, которые могут влиять на изучаемое явление. Одним из основных выводов исследования стала демонстрация зависимости ...
Добавлено: 21 октября 2018 г.
В течение 12 недель проводилось наблюдение поведения учащихся в 5‑м классе московской школы, выполненное как повторение аналогичного проекта середины 1960-х [Эльконин, Драгунова, 1967]. Поскольку результаты наблюдения в оригинальном исследовании не были представлены в тексте, а отразились лишь в индивидуальных описаниях 13 школьников, была проведена процедура выделения признаков, по которым велось наблюдение. Эти признаки группировались в ...
Добавлено: 3 июля 2017 г.
Поливанова К. Н., Бочавер А. А., Павленко К. В., Современная зарубежная психология 2020 Т. 9 № 4 С. 45-55
Статья посвящена выявлению связи между становлением детской поведенческой автономии (самостоятельности), проявляющейся в независимых перемещениях по городу, и родительскими практиками, в первую очередь – практиками контроля и поддержки автономии ребенка. Как оказалось, ряд средовых факторов влияет на то, насколько безопасной родители воспринимают окружающую среду и, вследствие этого, насколько рано и свободно они позволяют детям перемещаться без ...
Добавлено: 31 января 2021 г.
Хачатурова М. Р., Лытаева О. Е., Психология и школа 2013 № 1 С. 76-94
Статья посвящена роли социального научения при разрешении конфликтов, которые возникают между сверстниками в подростковом возрасте. В исследовании проверяется гипотеза о том, что социальное научение повышает вероятность изменения стратегии поведения в процессе разрешения межличностного конфликта между подростками. В проведенном эксперименте приняло участие 124 испытуемых, 70 юношей и 54 девушки в возрасте от 13 до 14 лет. ...
Добавлено: 17 ноября 2013 г.
М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2021
В сборнике представлены статьи участников XIV Международной научно-практической конференции «Подросток в мегаполисе: дистанционное взросление» (6–8 апреля 2021 года, Москва). Статьи, вошедшие в сборник, посвящены социальнопсихологическим практикам и эмпирическим исследованиям подростков, с разных сторон затрагивающим вопросы благополучия и активности подростков в интернете и других средах. Особое внимание уделяется вопросам совладания с ситуацией пандемии — длительного периода ...
Добавлено: 15 сентября 2021 г.