Статья
Single case studies as a means for developing psychological theories
The Socratic function of single case studies (SCSs) is described in its relation to the problem of scientific theory development. Contrary to the traditional point of view, the single case study is not a demonstration or verification of theoretical concepts, but a method of their generation and opportunity for analysis of their interrelations. Considering the case study from the perspective of the Socratic function brings to light important conclusions about the ecological validity of theory development. The essential features of the Socratic function are illustrated using the example of the famous Romantic Essays of Alexandr Luria.
В работе представлены сущность кейс-метода и виды кейсов, методология и дизайн исследования по разработке учебных кейсов, типовая структура кейса и факторы его конкурентоспособности. Особое внимание уделено подготовке методических рекомендаций для преподавателей, а также организации работы с кейсами в студенческой аудитории. Даны рекомендации студентам по проведению ситуационного анализа и решению проблем в бизнес-кейсах. В ходе подготовки материалов были использованы практический опыт авторов по разработке и применению учебных кейсов в бизнес-образовании, а также работы зарубежных и российских специалистов. Данная публикация адресована начинающим авторам кейсов (преподавателям бизнес-дисциплин, аспирантам и магистрантам). Она может быть рекомендована студентам в ходе освоения ситуационного анализа.
Становление и развитие концепции кейс-стади рассматривается в контексте методологической дискуссии об ограничениях и объяснительных возможностях метода. Варианты теоретико-методологических подходов демонстрируются на примере реализации сравнительных монографических исследований трудовых организаций во Франции
Сборник подготовлен по итогам работы междисциплинарного научного семинара «Проблемы и перспективы использования метода case-study: междисциплинарный опыт», организованного сотрудниками кадрового резерва НИУ ВШЭ (кампус Москва — Санкт-Петербург — Нижний Новгород) 30–31 мая 2013 года.
Сборник, как и семинар, логически разделен на 2 связанных раздела. Первый — «Case-study как исследовательская стратегия», в рамках которого представлены работы, посвященные использованию кейс-стади в качестве полноценной исследовательской стратегии, подразумевающей глубокое и всестороннее изучение эмпирического объекта, и опыту использования исследовательских кейсов-примеров, которые актуальны для других исследовательских стратегий (биографического метода, этнографического метода и др.) и служат, скорее, единицей анализа.
Во втором разделе сборника собраны статьи, посвященные особенностям, форматам и опыту использования кейс-стади в преподавании курсов междисциплинарного характера (социология, менеджмент, политология, экономика.
Цель данной статьи заключается в том, чтобы сформировать у исследователя комплексный взгляд на природу и методологию кейс-стади как метода исследования. В статье рассматривается дизайн исследования, приводятся типы кейс-стади и описываются действия по соблюдению критериев оценки исследования. Данная статья будет полезна исследователям в любой области, в том числе и в области менеджмента.
В книге подробно и целостно описана теория и практика преподавания с помощью кейс-метода (метода конкретных ситуаций, ситуационной методики) в высшем профессиональном образовании и бизнес-образовании. Книга представляет собой практическое руководство для преподавателей вузов, преподавателей программ бизнес-образования, корпоративных и бизнес тренеров. Текст построен в форме конкретных ответов на наиболее значимые и часто задаваемые вопросы в этой сфере, изложенных простым, доступным, но профессиональным языком. В числе рассматриваемых вопросов: теория и методика преподавания, структура и типы кейсов, организация учебного процесса и пространства, подготовка к проведению занятий, написание новых кейсов, оценивание работы обучаемых, типовые трудности и способы их преодоления.
Авторы обобщают опыт преподавания в Harvard Business School, бизнес-школах Европы и России, российских вузах, на программах корпоративного обучения и предлагают наиболее полную разностороннюю и адаптированную к отечественным реалиям методику успешного обучения на основе кейс-метода. Книга дополнена полнотекстовыми примерами кейсов и методических указаний по их преподаванию в сфере предпринимательства, менеджмента, маркетинга и финансов, а также ссылками на соответствующие русскоязычные и англоязычные информационные ресурсы.
В данной работе предлагается подход к преподаванию информационной безопасности, основанный на использовании метода case study для проведения практических занятий. Обосновывается целесообразность применения метода case study на примере его использования в рамках курсов «Организация и технология защиты информации» и «Технологии обеспечения информационной безопасности», читаемых студентам магистратуры и бакалавриата отделения программной инженерии НИУ ВШЭ с 2008 г. Данная работа восполняет отсутствие методических рекомендаций по использованию метода case study при преподавании в высших учебных заведениях дисциплин, связанных с защитой информации.
В работе представлены сущность кейс-метода и виды кейсов, методология и дизайн исследования по разработке учебных кейсов, типовая структура кейса и факторы его конкурентоспособности. Особое внимание уделено подготовке методических рекомендаций для преподавателей, а также организации работы с кейсами в студенческой аудитории. Даны рекомендации студентам по проведению ситуационного анализа и решению проблем в бизнес-кейсах. В ходе подготовки материалов были использованы практический опыт авторов по разработке и применению учебных кейсов в бизнес-образовании, а также работы зарубежных и российских специалистов. Данная публикация адресована начинающим авторам кейсов (преподавателям бизнес-дисциплин, аспирантам и магистрантам). Она может быть рекомендована студентам в ходе освоения ситуационного анализа.