Статья
От какого наследства мы отказываемся? (Сущность и механизмы пропаганды)
Автор исходит из того, что сегодня пропаганда представляет собой механизм двухсторонней коммуникации. Помимо навязывания и информационного давления, она включает формирование общественного мнения на основе осознания пользы предлагаемой политики для общества. Пропаганда выступает не только инструментарием идеологии, но и самостоятельным элементом в общей структуре идеологической системы, особенно в условиях советской «идеократии». В силу чего все попытки западной политологии и социологии разделить пропаганду и образование не срабатывают на примере советской действительности.
В статье представлены противоположные, но взаимосвязанные реальности - информационная война и информационная безопасность, цели и задачи их изучения в рамках схемы "вызов - ответ", методологическое и аналитическое обеспечение, роль элит и информационного общества в продвижении информационной безопасности.
Одной из черт современности является глобальное рапространение информационно-коммуникационных технологий, сочетающееся в ряде стран с неэффективным управлением и иными трудностями в строительстве базирующихся на них инновационных инфраструктур. Это приводит к воспроизводству угроз, прежде всего связанных с возможностью использования информационно-коммуникационных технологий в целях, несовместимых с задачами: поддержания международного мира и безопасности; соблюдения принципов отказа от применения силы; невмешательства во внутренние дела государств и тп.
Существуют две тенденции “бытования“ эстетического в современном бизнесе – технократическая и гуманистическая. Подлинная природа эстетического – гуманистична и именно гуманистическая эстетика содержит немалые возможности для оптимизации среды современного бизнеса.
В данной работе предлагается рассмотреть приемы манипуляции, с которыми нам приходится сталкиваться довольно часто, а так же попытаться выяснить, как нужно действовать, чтобы от таких ситуаций не пострадать.
Влияние Первой мировой войны на внутриполитическую ситуацию в России
В сборнике представлены материалы докладов студентов и аспирантов РУДН. Традиционно доклады распределились по семи секциям, что отражает структуру направлений, по которым факультет гуманитарных и социальных наук РУДН ведет подготовку специалистов: философия, культурология, социология, международные отношения, государственное и муниципальное управление, история, политология.
В работе рассматривается проблема недооценки современной политической теорией эмоциональных факторов вообще и эмоциональной атмосферы в частности.
С опорой на идеи Г. Тарда и К. Левина предлагается трактовка концепции эмоциональной атмосферы общества, пригодная для анализа политических явлений. Исследуются психологические, социальные и политические факторы формирования эмоциональной атмосферы общества.
Анализируется структура эмоциональной атмосферы и показатели, с помощью которых возможна количественная оценка ее отдельных элементов.
Описывается подход к количественной оценке такой системной характеристики эмоциональной атмосферы, как ее однородность/неоднородность. Предлагается типология состояний эмоциональной атмосферы, важных с политологической точки зрения.
Говорится о возможных путях согласования положений теории рационального поведения с подходами к политическому поведению, разрабатываемыми в рамках политической психологии.
В сборник включены работы М. Урнова, посвященные проблемам политического развития России в начале нового столетия, а также аналитические материалы, подготовленные М. Урновым и В. Касамарой по результатам крупных социологических исследований Фонда аналитических программ "Экспертиза", проведенных в 2002-2004 гг.
В сборнике представлены статьи участников ежегодной конференции, подготовленные по рекомендации руководителей панельных дискуссий и круглых столов экспертов.
Статья посвящена неразработанной проблеме севернопричерноморской эпиграфики — ранневизантийской палеографии региона. На основании всех известных памятников автор выделяет две региональные школы: херсонскую и боспорскую, и анализирует их эволюцию. Результаты анализа могут стать основанием для палеографической датировки новых надписей.
В сборнике представлены работы, выполненные в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 – 2013 годы. Раскрывается широкий спектр проблем, связанных с различными этическими вопросами организационной, профессиональной и межличностной коммуникации.
Статья посвящена критике двух работ, претендующих на то, чтобы стать введением в агиографию: выпущенного издательством ПСТГУ курса лекций Е. Н. Никулиной по предмету «Агиология», а также опубликованной издательством «AXIOMA» книги В. М. Лурье «Введение в критическую агиографию». На ряде мест показывается научная несостоятельность обеих работ.
Рецензия посвящена новому справочнику по агиографические текстам славянской письменности. Отмечаются заслуги издания и критикуются отдельные его недостатки.
Специальная публикация к саммиту БРИКС в Дели представляет собой сборник статей представителей органов власти стран БРИКС, международных организаций, бизнеса и ведущих исследователей.
В число российских авторов вошли Министр иностранных дел России Сергей Лавров, директор Департамента торговых переговоров Минэкономразвития Максим Медведков, председатель Внешэкономбанка Владимир Дмитриев, советник Президента РФ Александр Бедрицкий, посол по особым поручениям МИД РФ Вадим Луков и представители российского академического сообщества.
В сборнике рассматриваются актуальные вопросы глобальной повестки дня, приоритеты БРИКС и Индийского председательства, конкурентные преимущества и позиции стран-участниц, а также вопросы институционализации БРИКС, повышения эффективности этого форума и его развития подотчётности. Исследовательская группа БРИКС является совместной инициативой Высшей школы экономики и Университета Торонто.
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
Представлены результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских (N=150) и китайцев (N=105). Выявлены различия в социальном капитале и экономических представлениях русских и китайцев. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями и большинство взаимосвязей схожи по своей логике, однако существуют и культурная специфика.
Человечество переживает смену культурно-исторических эпох, что связано с превращением сетевых медиа в ведущее средство коммуникации. Следствием «дигитального раскола» оказываются изменения в социальных разделениях: наряду с традиционным «имущие и неимущие» возникает противостояние «онлайновые (подключенные) versus офлайновые (неподключенные)». В этих условиях теряют значение традиционные межпоколенческие различия, решающим оказывается принадлежность к той или иной информационной культуре, на основе которой формируются медиапоколения. В работе анализируются многообразные последствия осетевления: когнитивные, возникающие при использования «умных» вещей с дружественным интерфейсом, психологические, порождающие сетевой индивидуализм и нарастающую приватизацию общения, социальные, воплощающие «парадокс пустой публичной сферы». Показана роль компьютерных игр как «заместителей» традиционной социализации и образования, рассматриваются превратности знания, теряющего свое значение. В условиях избытка информации самым дефицитным на сегодня человеческим ресурсом оказывается человеческое внимание. Поэтому новые принципы ведения бизнеса можно определить как менеджмент внимания.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010–2012 гг.