?
Модернизация международного частного права в России
В статье анализируются изменения, внесенные в основной источник российского международного частного права (Раздел VI «Международное частное право» Гражданского кодекса Российской Федерации) Федеральным законом от 30 сентября 2013 г. N 260-ФЗ "О внесении изменений в часть третью Гражданского кодекса Российской Федерации". Этот закон был принят на основе Концепции развития гражданского законодательства РФ, одобренной Указом Президента РФ от 18 июля 2008 г. N 1108 "О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации". При подготовке дополнений и изменений Раздела VI ГК РФ в наибольшей степени учитывался европейский опыт – регламенты ЕС от 17 июня 2008 г. о праве, применимом к договорным обязательствам (Рим I), и от 11 июля 2007 г. о праве, применимом к внедоговорным обязательствам (Рим II). Анализ нововведений, закрепленных в новой редакции Раздела VI ГК РФ, демонстрирует, что произведенная модификация представляет собой не просто отдельные изменения отдельных коллизионных норм, а реформу международного частного права России. Этот вывод может быть подтвержден перечислением основных направлений, которые были подвергнуты принципиальной переработке: 1) расширение сферы применения обратной отсылки; 2) усиление обязанности суда по установлению содержания норм иностранного права; 3) уточнение понятия защитных оговорок; потенциальное сужение сферы их применения; 4) более четкое разграничение корпоративных, вещных, договорных, деликтных отношений; 5) масштабное расширение возможности выбора применимого права сторонами отношения; 6) уточнение критерия наиболее тесной связи и расширение круга отношений, прямо регулируемых специальными коллизионными нормами; 7) значительное расширение круга обязательственных отношений (договорных и внедоговорных), коллизионное регулирование которых прямо предусмотрено в законе; 8) модернизация многих коллизионных привязок. В результате проведенной реформы российское международное частное право в значительной степени приблизилось к европейскому коллизионному регулированию. Безусловно, это представляет собой позитивный сдвиг в развитии российского МЧП. Однако в очередной раз хотелось бы посетовать, что российский законодатель опять отказался от идеи принятия комплексного автономного закона о МЧП/МГП.