Статья
Об операционализации категории "ценность" в текстовом и дискурсивном анализе: к вопросу о лингвистической аксиологии
В статье анализируется аксиологическая перспектива в современной дискурсивно-ориентированной парадигме в лингвистике и шире – в блоке гуманитарного знания. В междисциплинарном анализе рассматриваются различные теоретические представления о категории ценность, сложившиеся в европейской, американской и российской научной традиции, выявляется операциональный характер категории ценность в дискурс-анализе. Показывается, что текст, с одной стороны, опирается на предзаданную дискурсом систему ценностей и, с другой, в тексте могут конструироваться и транслироваться новые ценности.
В сборнике научных трудов на материале романо-германских, славянских языков и языков народов Кавказа рассматриваются актуальные проблемы филологии и лингвопедагогики: парадигмы в истории языкознания, эволюция представлений в общей истории языка, вопросы лингвокультурологии и психолингвистики, когнитивной и коммуникативной лингвистики, сопоставительной лингвистики, лингвистике текста и дискурса, литературоведения, лингвометодики и лингводидактики.
В сборнике публикуются исследования как общетеоретического, так и конкретного характера, освещающие большое количество ценных сведений, которые могут быть использованы при преподавании филологических и педагогических дисциплин в высшей школе.
Сборник адресован научным работникам, преподавателям, аспирантам и студентам высших учебных заведений, школьным учителям, а также всем, кто интересуется вопросами теории языка и проблемами его преподавания.
В работе проанализированы существующие в современной науке модели коммуникации и предложена новая модель, в которой предпринята попытка синтезировать активистский, деятельностный и институциональный подходы к коммуникации.
Автор исходит из того, что первичным актом социологического исследования является не «свобода от оценки», не «рефлексивное отношение», а практическое полагание того, что существует/не существует, известно/неизвестно, достойно/недостойно внимания объективирующего взгляда социолога. Предмет статьи - горизонты заданного этими условиями социологического дискурса.
Эстетика бизнеса становится в процессе развертывания двух подходов. Первый из них связан с формированием коммерческого дизайна, второй – с историей зарождения и развития практики фирменного стиля.
В статье рассматриваются закономерности номинации межличностного статуса коммуникантов в типологии дискурса межкультурной коммуникации, в зависимости от уровня профессиональной компетенции субъектов дискурса (по шкале «наивный/научный (специальный)»).
Методические указания посвящены изучению основ работы с текстом. Дана лабораторная работа, рассчитанная на 2 часа, указания по ее выполнению, задание, контрольные вопросы и содержание отчета к лабораторной работе.
Для студентов, обучающихся по специальности 23.01.01.65 “Вычислительные машины, комплексы, системы и сети”.
В сборнике представлены работы, выполненные в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 – 2013 годы. Раскрывается широкий спектр проблем, связанных с различными аспектами развития современного информационного пространства.
Словарь–справочник содержит более 150 терминов и понятий, а также описание методов и средств разработки, применяемых в информационном поиске.
Может использоваться в качестве справочника по терминологии, существующим прикладным системам и средствам обработки текстовой и фактографической информации.
Для специалистов, занимающихся разработкой технологических решений и программных продуктов в области информационного поиска и извлечения фактографических данных из текстовой информации, а также в области семантического Веба.
В сборнике представлены работы, выполненные в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 – 2013 годы. Раскрывается широкий спектр проблем, связанных с различными аспектами современных коммуникационных процессов.
Статья посвящена анализу критических очерков, статей и эссе итальянских писталей, литературных критиков и литературоведов (А. Моравии, И. Кальвино, Ф. Фортини, К. Кассола, К. Салинари), опубликованных в 50-ых гг. XX века в Италии (собранных в сборник ""Доктор Живаго", Италия, 1958", М.: Река времен, 2012 г.) - как реакция на публикацию в Италии романа Нобелевского лауреата по литературе - Бориса Пастернака - "Доктора Живаго".
В сборнике представлены работы, выполненные в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 – 2013 годы. Раскрывается широкий спектр проблем, связанных с различными этическими вопросами организационной, профессиональной и межличностной коммуникации.
В статье описываются закономерности реализации эмоциональных высказываний в диалогической и монологической речи. Основное внимание автора обращено на характерные признаки речи говорящего, находящегося в состоянии эмоционального напряжения, и на композиционно-прагматические особенности диалогического и монологического текста.
Недостаточное количество учебных часов и ограниченное владение вторым иностранным языком не способствуют полноценному профессионально ориентированному обучению. Приходится использовать лишь некоторые компоненты профессионального обучения: чтение и реферирование текстов по специальности, поиск профессиональной информации в различных её источниках, ведение личной и деловой переписки. Важный компонент профессиональной деятельности – умение анализировать информацию, представленную в графике, таблице или диаграмме. Необходимость диктуется тем, что данный вид деятельности является частью экзамена, для получения сертификата Test DaF, дающего право на обучение или работу в Германии.
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
Представлены результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских (N=150) и китайцев (N=105). Выявлены различия в социальном капитале и экономических представлениях русских и китайцев. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями и большинство взаимосвязей схожи по своей логике, однако существуют и культурная специфика.
Человечество переживает смену культурно-исторических эпох, что связано с превращением сетевых медиа в ведущее средство коммуникации. Следствием «дигитального раскола» оказываются изменения в социальных разделениях: наряду с традиционным «имущие и неимущие» возникает противостояние «онлайновые (подключенные) versus офлайновые (неподключенные)». В этих условиях теряют значение традиционные межпоколенческие различия, решающим оказывается принадлежность к той или иной информационной культуре, на основе которой формируются медиапоколения. В работе анализируются многообразные последствия осетевления: когнитивные, возникающие при использования «умных» вещей с дружественным интерфейсом, психологические, порождающие сетевой индивидуализм и нарастающую приватизацию общения, социальные, воплощающие «парадокс пустой публичной сферы». Показана роль компьютерных игр как «заместителей» традиционной социализации и образования, рассматриваются превратности знания, теряющего свое значение. В условиях избытка информации самым дефицитным на сегодня человеческим ресурсом оказывается человеческое внимание. Поэтому новые принципы ведения бизнеса можно определить как менеджмент внимания.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010–2012 гг.