• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Вступительное слово "Глобальные вызовы и управление ими"

Ларионова М. В., Киртон Дж. Дж.
В настоящее время мировое сообщество сталкивается со множеством взаимосвязанных серьезных глобальных вызовов в сферах экономики, развития и безопасности. Эти вызовы определяют задачи поиска путей достижения уверенного, устойчивого, сбалансированного и инклюзивного роста, поддерживаемого стабильной финансовой системой, обеспечения адекватного социального развития, снижения бедности, энергетической безопасности и безопасности окружающей среды, а также преодоления жестоких конфликтов и распространения оружия как среди старых акторов – стран, так и новых – негосударственных акторов.
Противостояние этим вызовам требует более сильного и умного чем когда бы то ни было глобального управления, прежде всего от лидеров стран наиболее значимых с экономической точки зрения, многосторонних организаций, которые они контролируют, и различных групп гражданского общества, от которых они в конечном счете зависят. Ядром глобального управления для XXI в. являются новые многосторонние неформальные институты: прежде всего «Группа восьми», существующая с 1998 г., «Группа двадцати» – с 2008 г., а также БРИКС – с 2009 г.
Впрочем, множество наблюдателей и участников отмечают снижение эффективности многосторонних неформальных институтов и поэтому ставят под сомнение их способность справляться со все более трудными глобальными вызовами, возникающими в настоящее время. Особое беспокойство вызывает эффективность многосторонних институтов в достижении своевременных, хорошо проработанных, действенных и в достаточной мере амбициозных результатов, и их легитимность, основанная, что важно, на инклюзивном и прозрачном подходе к управлению. Одним из ключевых является вопрос подотчетности: исполняют ли члены институтов свои обязательства таким образом, чтобы ответственность распределялась справедливо, оценивают ли собственное исполнение, предусматривая в случае необходимости возможность коррекции своей политики и ее динамичного улучшения в ответ на изменяющиеся условия, и добиваются ли намеченных и необходимых результатов для всеобщего блага?