Статья
Нуждается ли современная наука в онтологии: историческая перспектива вопроса и его актуальность
В статье рассматривается изменение образа онтологии в истории философии и науки. Делается акцент на причинах деонтологизации познания в естественных науках и интеллектуальной традиции ХХ века в целом. Исследуется влияние неокантианской и позитивистской философии на формирование «конструктивистского», «антиреалистского» дискурса в научном познании. Феноменология Э. Гуссерля и квантовая механика рассматриваются в качестве источников проекта новой онтологии.
Данный сборник посвящен анализу категорий вины и позора, до сих пор мало изучавшихся, но широко использовавшихся при описании исторического процесса. Их изучение предстает исключительно важным в контексте развития европейских государств в Новое время и диверсификации системы социальных отношений в рамках современных подходов к государственности. Категории позора и вины маркируют определение границ между приемлемым и неприемлемым поведением в обществе и обеспечивают комплекс идей, с помощью которых современные государства регулируют поведение индивидуумов. Таким образом, исследование категорий вины и позора способствует дальнейшему изучению истории уголовного правосудия и истории права в более широком контексте социальной и культурной истории. Оно также помогает понять многие современные проблемы пенитенциарных практик, связанных с осознанием неэффективности применяемых наказаний, возвращения позорящих наказаний и идеи восстановительного правосудия.
Прообраз историографии появляется на Ближнем Востоке (в Шумере, Аккаде и Египте) вместе с появлением письменности, в III – II тыс. до н. э. Списки правителей, исторические надписи царей, древнейшие погодовые и иные записи о важнейших событиях, а также хроники можно считать первыми историческими текстами. При этом возникают целенаправленный отбор и интерпретация исторических фактов (например, в надписях эпохи Древнего, Среднего и особенно Нового царства в Египте, прославлявшие деяния и завоевательные походы фараонов). Крайне важно отметить появление государственных, храмовых и частных архивов. Постепенно происходят усложнение и смена форм исторических сочинений, в которых появляются уже и первые – еще очень неразвитые – идеи о причинах исторических событий, которые объяснялись «волей богов».
Книга «Философия и теология Пауля Тиллиха» является первой монографической презентацией в отечественной историко- философской литературе, где осуществлён целостный анализ его учения в качестве варианта религиозного экзистенциализма и протестантской неолиберальной теологии. Наследие Тиллиха является объектом постоянной полемики, порой ему даются противоположные оценки: одни считают его апологетом протестантского традиционализма, другие, напротив, уверены в том, что его концепция провоцирует внерелигиозные и вневероисповедальные толкования Писания и Предания. Противоречивость в оценках немецко-американского философа и теолога, казалось бы, подтверждается широким спектром его влияния на самые разнообразные направления религиозной и философской мысли ХХ столетия. Результатом работы, можно надеяться, стало прояснение антиномичности системы Тиллиха, а вовсе не её эклектичности и не противоречивости в традиционном понимании. Философско-теологическое учение Тиллиха антиномично по своей сути: он исходил из наличия в человеке и мире взаимопротивоположных и неразрывных полюсов – эссенциального (сущностного) и экзистенциального, определяющих трагический характер существования человека.
В статье анализируется концепция «европейского интеллектуала» сформулированная И. Роднянской, и рассматривается положение о том, что интеллектуала отличает перенятое из христианского двоемирия отношение к миропорядку не как к нерушимой данности, а как к проблеме, открытой для поисков альтернативы.
Современной исторической вехиллологии, занимающейся эпохами, предшествующими Новому времени, приходится иметь дело по большей части не с самими знаменами, а с их описаниями или изображениями. Тем самым и в этой - ранее сугубо музейной - дисциплине необходимо прменять все методы исторического источниковедения. Однако главная задача вексиллологии сотсоит не в описании ее объектов, а в изучении специфических черт межкультурного взаимодействия, отразившихся в знаменах и знаменном деле. В статье прослеживается, как европейские вексиллологические традиции формировались, начиная с поздней Античности и на протяжении всего Средневековья.
В сборник влючены статьи российских и зарубежных (в переводе) авторов, посвященных истории античной Спарты.
В настоящем исследовании на материале экзегетических и натурфилософских сочинений Исаака Ньютона, его учеников (У. Уистон) и оппонентов (Ч. Бернет) рассматриваются предпосылки и контекст становления принципа объективности в новоевропейском научном мышлении. Предметом анализа становится констелляция трех эпистемологических принципов, синтез которых формирует облик науки Просвещения: герменевтической прозрачности текста в экзегетике, достоверности more geometrico в естественных науках и реалистического мимесиса в литературной критике. Кроме того, рассматривается эпистемологический проект, альтернативный этой «объективистской» парадигме, - проект, сопрягающий аллегорическое толкование в библеистике, гипотетический метод в физике и примат литературности над референциальностью – в литературной теории.Данное исследование призвано стать пролегоменами к генеалогии объектной реальности, – онтологического a priori новоевропейской картины мира, рождающегося из лона языкового и методологического синкретизма раннего Нового времени.
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
Представлены результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских (N=150) и китайцев (N=105). Выявлены различия в социальном капитале и экономических представлениях русских и китайцев. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями и большинство взаимосвязей схожи по своей логике, однако существуют и культурная специфика.
Человечество переживает смену культурно-исторических эпох, что связано с превращением сетевых медиа в ведущее средство коммуникации. Следствием «дигитального раскола» оказываются изменения в социальных разделениях: наряду с традиционным «имущие и неимущие» возникает противостояние «онлайновые (подключенные) versus офлайновые (неподключенные)». В этих условиях теряют значение традиционные межпоколенческие различия, решающим оказывается принадлежность к той или иной информационной культуре, на основе которой формируются медиапоколения. В работе анализируются многообразные последствия осетевления: когнитивные, возникающие при использования «умных» вещей с дружественным интерфейсом, психологические, порождающие сетевой индивидуализм и нарастающую приватизацию общения, социальные, воплощающие «парадокс пустой публичной сферы». Показана роль компьютерных игр как «заместителей» традиционной социализации и образования, рассматриваются превратности знания, теряющего свое значение. В условиях избытка информации самым дефицитным на сегодня человеческим ресурсом оказывается человеческое внимание. Поэтому новые принципы ведения бизнеса можно определить как менеджмент внимания.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010–2012 гг.