• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Political Repressions in the Mongol Empire, Golden Horde and Other Turkic-Mongol States, and their Justifications (13th–16th cc.)

Статья представляет собой анализ примеров политических репрессии в Монгольской империи, Золотой Орде и других тюрко-монгольских государствах XIII–XVI вв. Автор рассматривает различные типы репрессий – провосставших городов. Так, соперники в борьбе за трон Монгольской империи и чингизидских государств XIII–XIV вв. зачастую обосновывали свои права на власть ссылками на Великую Ясу Чингис-хана. Cоответственно, и расправа победителей с побежденными также основывалась на принципах «правопорядка» Чингис-хана: неопределенность этих правовых принципов (как думается, Великая Яса представляла собой не зафиксированный свод законов, а именно систему нормативных правил и принципов, провозглашенных Чингис-ханом или приписанных ему его преемниками) позволяла победителям мстить своим соперникам, используя правовые средства. Таким образом, обвинение в нарушении Великой Ясы являлось «универсальным» для решения проблемы избавления от опасного соперника. При расправе с опальными вельможами Чингизиды использовали несколько иные средства, чем в борьбе с проигравшими соперниками. Тем не менее, имелся ряд «стандартных» обвинений – измена, поддержка узурпатора, казнокрадство. Поскольку подобные деяния также противоречили принципам Великой Ясы (как она трактовалась потомками Чингис-хана), в приговорах по делам сановников нередко фигурировала фраза «предать ясе». Наконец, разрушение сопротивляющихся или восставших городов также можно включить в круг политических репрессий в чингизидских государствах. Расправа с иностранными городами, которые оказывали сопротивление монгольским завоевателям, представляла собой политику военного террора, с помощью которой монголы получали возможность не встретить сопротивления от следующих городов, и в данном случае никаких правовых оснований для резни и разрушений не требовалось. Когда же речь шла о собственных городах, восстававших против законного монарха, то последний, расправляясь с ними всегда представлял свои действия как вос- становление закона и порядка. Несмотря на то, что в большинстве случаев поводом для расправы являлись личная воля монарха, месть или государственный переворот, такие репрессии (за немногочисленными исключениями) официально являлись результатом судебного разбирательства и вынесения приговоров преступникам, изменникам, взяточникам и т.д.