• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Семейные ценности россиян и европейцев

Демоскоп Weekly. 2014. Т. 613-614. С. ---.
1. Подтверждено существование обобщенного параметра традиционности-современности, который описывает различия европейцев по нормативным взглядам на семейно-гендерные отношения. Средние значения этого параметра указывают на то, что, по европейским меркам, Россия является страной со средне-высоким уровнем традиционности высказываемых нормативных взглядов. Взгляды населения 28 стран являются, в среднем, более либеральными, чем у россиян, населения 8 стран – более консервативными, и населения 11 стран – примерно такими же, как у россиян. При этом по своим консервативным взглядам на семейно-гендерные отношения российское общество сравнительно однородно. 2. Наибольшая консервативность проявляется в России применительно к нормам детности (необходимость детей – как для женщины, так и для мужчины), признанию необходимости брака или постоянных отношений и утверждению приоритетности семейной роли женщин (убежденность в том, что большинство женщин, на самом деле, хотят иметь дом и детей). Наименее консервативны взгляды россиян в отношении матерей-одиночек и права на аборт для пар, которые не хотят больше иметь детей. Примечательно, что в отношении самой радикальной из числа рассмотренных в исследовании либеральных норм – права гомосексуальных пар на усыновление – позиция россиян отнюдь не крайне консервативна. 3. Изменения нормативных взглядов россиян на гомосексуализм на протяжении последнего 25-летия демонстрируют возможность заметного либерального сдвига в семейно-гендерных нормах. Не только направление, но и конкретные формы изменений и их очередность в России соответствуют опыту стран, где эти изменения начались раньше[24], что указывает на общность природы модернизационных процессов в разных странах. Как и в России, в этих более либеральных странах переход от криминализации гомосексуализма к либерализации также не был непосредственным: ему предшествовал период медикализации, когда гомосексуализм еще рассматривался как проблема для общества, но к самим гомосексуалистам уже относились не как к виновникам, а как к жертвам.