• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Мотивы руководителей, модель управления и результаты деятельности фирмы

В работе анализируются различия между фирмами с централизованной системой управления и фирмами с децентрализованной системой управления и исследуются факторы, влияющие на выбор руководством фирмы модели управления. Эмпирический анализ работы основан на данных опроса «Европейские фирмы в глобальной экономике», проведенного в 2010 году в 7 странах Европы: Германии, Англии, Франции, Австрии, Испании, Италии, Венгрии.

В работе показано, что фирмы с децентрализованной системой управления демонстрируют лучшие результаты деятельности по целому спектру направлений: больше вовлечены в международную торговлю (в т.ч. в более сложные формы международной торговли), инновационную деятельность, исследования и разработки, обучение сотрудников. Показано также, что на вероятность централизации управления фирмой значительное влияние оказывают факторы, связанные с распределением собственности, а также индивидуальные характеристики генерального директора фирмы. В частности, концентрация собственности в руках частных лиц или семей, принадлежность генерального директора фирмы к семье, контролирующей фирму, приводят к существенному увеличению вероятности централизации управления фирмой. Полученные результаты могут отражать влияние на выбор модели управления фирмой личных (поведенческих) мотивов собственников или руководителей фирмы.

Описанные закономерности верны как на выборке опроса в целом, так и для каждой из стран, вошедших в выборку. Влияние личных мотивов лиц, руководящих фирмой или контролирующих фирму, на вероятность централизации управления фирмой велико. К примеру, в соответствии с результатами предложенной в работе простой регрессионной модели, для фирм, на которых генеральный директор контролирует фирму или является членом семьи, контролирующей фирму, вероятность централизации управления, в среднем по выборке, выше на 15 процентных пунктов; в Австрии, где описанный эффект достигает наибольшего масштаба, – на 38 процентных пунктов.