Статья
Информационное общество и феномен известности.
О понятии «информационное общество». Понятие «информационное общество» в отношении современного общества давно стало привычным.
Экономика информационного общества технологически основана, с одной стороны, на использовании различных информационных и цифровых технологий, а с другой – важнейшей ее частью становится создание, переработка, передача и анализ информации, причем самой разной: от научной и коммерческой до развлекательной[1]. В результате возникла ситуация, что средства массовой коммуникации стали обладать приоритетом в создании картины мира.
[1] Впрочем, все же точнее говорить о научно-информационном обществе, поскольку наука и информационные технологии идут рука об руку. Тогда, вероятно, будет правильнее говорить не о научно-технической, а о научно-информационной революции (см. подробнее: Гринин 2007б: 309–315).
Сборник включает статьи участников международной научно-практической конференции «Экономика и управление: проблемы и перспективы развития», прошедшей 15-16 ноября 2010 г. в г. Волгограде на базе Регионального центра социально-экономических и политических исследований «Общественное содействие». Статьи посвящены актуальным вопросам экономической, управленческой теории и практики, изучаемыми учеными из разных стран - участниц конференции.
Рассматриваются возможности, открывающиеся перед гражданами и организациями в информационном обществе, изучаются условия формирования и развития проблемно-ориентированных информационно-коммуникационных социальных пространств.
В сборнике помещены статьи, в которых рассматриваются проблемы отечественной и всемирной истории. Особое внимание уделяется теоретическим и прикладным аспектам модернизации России, изучению российской интеллигенции.
На современном этапе развития общества складывается тенденция зависимости общества от информационных процессов. Знания и информация играют ведущую роль в производственно-экономической сфере. Информационное обеспечение социальных программ и способов политического управления, инновационная стратегия становится залогом цивилизационного развития общества. Инновации, инновационная деятельность превращается в стратегический ресурс.
Статья содержит комплексное описание устройства и функционирования политической системы Туркменистана, исторических особенностей формирования политических традиций и институтов, экономики, внешней политики, угроз, с которыми сталкивается государство.
Переводы классики по разделам экономической науки (ВЕХИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ), учебники экономические, справочные и методические материалы, книжные серии, экономическая терминология
Авторы книги напрямую задают те неудобные вопросы, которых обычно принято избегать: если экономисты и другие ученые, политики и профессионалы бизнеса, как они заявляют, понимают причины экономических кризисов, то почему столь разрушительные кризисы продолжают происходить? Можем ли мы доверять представителям деловой и интеллектуальной элиты, которые защищают принципы «реальной политики» и провозглашают «общественное благо» своим основным приоритетом, в то же время последовательно игнорируя этические проблемы в пользу максимизации прибыли?
“Grigory Yavlinsky’s book is an important contribution to understanding the interplay between social norms and modern economy. The current global crisis makes his analysis especially relevant.”—George Soros
“Reading Grigory Yavlinsky's remarkable book, I was reminded of Adam Smith, also a moral philosopher concerned with the correlation between individual aspirations and the enlightened evolution of society. It is invaluable to have the perspective of an intellectual such as Yavlinsky writing in the shadow of swiftly moving events on the global stage. He explains how market mechanisms influence international developments ranging from instability in European markets to the recent ‘Great Recession’ in the United States.”—Vartan Gregorian, President, Carnegie Corporation of New York
“Yavlinsky provides a new and in-depth interpretation of the events leading to the current recession and broader interpretations of how to avoid future ones. Realeconomik has my enthusiastic endorsement.”—Michael D. Intriligator, University of California, Los Angeles
“With clarity and eloquence, Yavlinsky argues that the deepest cause of the global recession was the erosion of the world economy’s moral dimensions. As a professional economist who has long been a leader of the Russian opposition, he knows how to splice politics and economics. As a politician who has repeatedly declined high office on grounds of principle, he lends the book additional authority. Realeconomik is a work that will, I believe, help to spark a public debate on issues of profound importance for humankind.”—Peter Reddaway, George Washington University
В 1922 г. в своей работе «Мировое хозяйство во время и после войны» Н. Д. Кондратьев впервые сформулировал основные положения теории длинных циклов конъюнктуры (Кондратьев 1922; 1922/2002). Поскольку до этого времени в экономической литературе практически не знали никаких других циклов, кроме 7–11-летних, которые называли промышленными, торгово-промышленными и т. п., Кондратьев вполне логично назвал эти 7–11-летние циклы малыми (Кондратьев 1922/2002: 323 и др.). Однако уже в 1925 г. в работе «Большие циклы конъюнктуры» (Кондратьев 1925; 1925/1993: 25, 26) он стал называть их средними. Почему? Дело в том, что в эти годы были открыты еще одни циклы (3–4-летние), действительно малые, связанные с колебаниями конъюнктуры из-за колебания товарных запасов (Kitchin 1923). Позже эти циклы стали называть циклами Китчина. В связи с тем, что среднесрочные циклы нередко имели внутренние спады и подъемы, гарвардская школа во главе с У. Митчеллом стала рассматривать циклы статистически (не по их логике, а по наличию рецессий, от рецессий до рецессий, независимо от того, что по своей силе и характеру рецессии существенно отличались). В результате она также выявила циклы 3–4 лет, в определенной мере совпадавшие с циклами Китчина. Несколько позже Саймон Кузнец открыл строительные циклы длительностью 17–30 лет (Kuznets 1930). Таким образом, в 1920–1930-е гг. в экономической науке сложилось представление о целой системе экономических циклов.
Статья посвящена неразработанной проблеме севернопричерноморской эпиграфики — ранневизантийской палеографии региона. На основании всех известных памятников автор выделяет две региональные школы: херсонскую и боспорскую, и анализирует их эволюцию. Результаты анализа могут стать основанием для палеографической датировки новых надписей.
Представлены результаты кросс-культурного исследования имплицитных теорий инновативности у студентов и учителей, представителей трех этнокультурных групп: русские, народы Северного Кавказа (чеченцы и ингуши) и тувинцы (N=804). Выявлены межгрупповые различия в имплицитных теориях инновативности: у русских респондентов и у студентов более выражены индивидуальные теории инновативности, у респондентов из Северного Кавказа, Тувы и учителей более выражены социальные теории инновативности. С помощью моделирования структурными уравнениями построена культурно-универсальная модель влияния ценностей на имплицитные теории инновативности и на установки по отношению к инновациям. Ценности Открытости изменениям и индивидуальные теории инновативности способствуют позитивному отношению к инновациям. Результаты исследования показали, что имплицитные теории инновативности различаются в разных культурах, а ценности оказывают разное влияние на отношение к инновациям и опыт инновативной деятельности в разных культурах.
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
Представлены результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских (N=150) и китайцев (N=105). Выявлены различия в социальном капитале и экономических представлениях русских и китайцев. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями и большинство взаимосвязей схожи по своей логике, однако существуют и культурная специфика.
В статье проанализированы последствия гайдаровских реформ для России.
Статьи данного сборника написаны на основе докладов, сделанных в 2011 г. на социологическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова на заседании XIV Междисциплинарного ежегодного научного семинара "Математическое моделирование социальных процессов" им. Героя Социалистического труда академика А.А. Самарского.
Издание предназначено для научных сотрудников, преподавателей, учащихся вузов и научных учреждений РАН, интересующихся проблемами, разработкой и внедрением методологии математического моделирования социальных процессов.