?
Constructing the psychological supports in an elderly patient with cognitive deficiency based on the Vygotsky-Luria system. A single-case study
Acta Neuropsychologica. 2014. Vol. 12. No. 2. P. 237-256.
Варако Н. А.
Важным направлением современной реабилитации является помощь в преодолении имеющихся трудностей и повышении качества жизни у людей с различными физическими и психическими ограниченными возможностями. Система опосредствования, предложенная и разработанная в традиции российской психологической школы Л.С.Выготским и А.Р.Лурия, остается одной из моделей, использование которой помогает достаточно успешно преодолевать имеющиеся трудности. В частности, использование вспомогательных средств и стратегий оказывается эффективным для пожилых пациентов с прогрессирующими когнитивными нарушениями. В данной статье обсуждается анализ единичного случая на модели построения реабилитационной программы с использованием внешних средств у пожилого пациента с когнитивными нарушениями.
Варако Н. А., Неотложная медицинская помощь 2014 № 3 С. 44-49
В статье предложен обзор истории развития нейропсихологической реабилитации первые реабилитационные программы 19 века, развитие реабилитации в ранний советский период, в период Второй мировой войны, послевоенные годы и современные зарубежные и российские направления в нейрореабилитации. ...
Добавлено: 13 октября 2014 г.
Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2017
Организуемый раз в 5 лет Международный Конгресс памяти А.Р. Лурия является важнейшим событием в мировой
психологии, ибо А.Р. Лурия, по общему признанию, внес огромный вклад в развитие самых разных областей психологии
и смежных наук.
Настоящий сборник тезисов V-го Международного Конгресса памяти А.Р. Лурия включает работы более 300 психологов, врачей и педагогов из нескольких десятков регионов России, а также ...
Добавлено: 14 октября 2017 г.
Kraków : [б.и.], 2010
Добавлено: 2 августа 2014 г.
Записные книжки, заметки, научные дневники Л.С. Выготского: результаты исследования семейного архива
Завершнева Е. Ю., Вопросы психологии 2008 № 1 С. 132-145
Статья посвящена ранее не изучавшемуся сегменту семейного архива Л.С. Выготского - записным книжкам, заметкам, дневникам, письмам, датированным 1912-1934 гг.; приводится общая характеристика сегмента личных записей (основные группы документов, критерии их выделения, содержание, сохранность, внешний вид), цитируется ряд наиболее важных архивных находок. Показано, что исследование архива открывает новые, малоизвестные страницы научной биографии Л.С. Выготского и корректирует ...
Добавлено: 24 октября 2019 г.
Завершнева Е. Ю., Осипов М. Е., Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека Дубна 2012 № 3 С. 41-72
Статья содержит новые сведения о рукописи, опбуликованной в первом томе шеститомного собрания сочинений Л.С. Выготского (1982-1984) под названием «Исторический смысл психологического кризиса». Представлены данные, свидетельствующие о том, что Выготский рассматривал два варианта названия этой незавершенной работы и склонялся, предположительно, ко второму, т.е. «Смысл психологического кризиса». Приводится краткая характеристика внешнего вида рукописи и список основных поправок ...
Добавлено: 8 ноября 2019 г.
Завершнева Е. Ю., ван дер Веер Р., Вопросы психологии 2019 № 3 С. 130-144
На материале известных и малоизвестных работ Л.С. Выготского, а также его личных записей обобщается эволюция представлений Л.С. Выготского о природе эгоцентрической и
внутренней речи. В анализ включена, в частности, малоизвестная монография «Педология школьного возраста» (1928), а также доклад Л.С. Выготского и А.Р. Лурии «Функция и
судьба эгоцентрической речи», представленный на IX Международном психологическом
конгрессе в Нью-Хейвене (США, 1929); ...
Добавлено: 23 сентября 2019 г.
Добавлено: 9 февраля 2017 г.
Vassilieva J., Завершнева Е. Ю., Review of General Psychology 2020 Vol. 24 No. 1 P. 18-30
Добавлено: 18 февраля 2020 г.
Reifegerste J., Clahsen H., Елин К. М., Bilingualism: Language and Cognition 2018 P. 1-16
Добавлено: 7 апреля 2019 г.
Завершнева Е. Ю., Вопросы психологии 2017 № 3 С. 102-118
Точка зрения Л.С. Выготского на природу бессознательного изучается на материале его
поздних работ 1932–1934 гг. и личных записей. К исследованию подключен, в частности,
архивный документ «Конференция по исследовательским темам», содержащий обсуждение теории и практики психоанализа на внутренней конференции для ближайших сотрудников (27–29 октября 1933 г.), где Л.С. Выготский наметил общие контуры рассмотрения
проблемы бессознательного с «вершинной» точки зрения. ...
Добавлено: 23 сентября 2019 г.
Завершнева Е. Ю., Культурно-историческая психология 2016 Т. 12 № 4 С. 14-25
Динамика отношения Выготского к теории Фрейда анализируется на материале опубликованных работ Выготского и его личных записей. В статье суммирована критика Выготского в отношении психоанализа, включающая указание на недостатки и прогрессивные положения теории Фрейда. Показано, что заочная полемика Выготского с Фрейдом определялась логикой развития культурно-исторической психологии и достигла стадии потенциального соперничества научно-исследовательских программ в конце 1932 ...
Добавлено: 24 сентября 2019 г.
М. : [б.и.], 2002
В 2002 году исполнилось 100 лет со дня рождения Александра Романовича Лурия (1902-1977). В память всемирно известного психолога Московский Государственный университет им. М.В. Ломоносова в сотрудничестве с Российской Академией Наук, Российской Академией Образования, Российским психологическим обществом и Международной Нейропсихологической ассоциацией организовал Международную конференцию. Работу конференции проводилась по следующим направлениям:
А.Р. Лурия и развитие мировой психологической науки (общая ...
Добавлено: 1 августа 2014 г.
Мартынова О. В., Balaev V., Psychology. Journal of the Higher School of Economics 2015 Vol. 12 No. 4 P. 33-47
Добавлено: 22 декабря 2015 г.
Завершнева Е. Ю., Новое литературное обозрение 2007 Т. 85 № 5 С. 67-90
О переломном для Л.С. Выготского 1932 годе и его отражении в записных книжках. Статья предваряет публикацию из семейного аврхива Л.С. Выготского ...
Добавлено: 8 ноября 2019 г.
М. : Русская школьная библиотечная ассоциация, 2012
В хрестоматии представлены исследования по проблеме психологии чтения и грамотности в 100-летней истории Психологического института Российской академии образования (1912–2012 гг.). Одним из предметов изучения сотрудников различных лабораторий и подразделений института наряду с основными темами были психолого-педагогические основы чтения и грамотности. Данная хрестоматия может быть использована в научно-теоретической деятельности психологами, педагогами, методистами и филологами, а также ...
Добавлено: 25 февраля 2017 г.
Завершнева Е. Ю., Вопросы психологии 2009 № 6 С. 119-138
Историко-психологическое и теоретическое исследование рукописи Л.С. Выготского "Исторический смысл психологического кризиса" опирается на архивные документы и малоизвестные работы Л.С. Выготского ...
Добавлено: 4 октября 2019 г.
Зинченко В. П., Вісник Харківського національного педагогічного університету імені Г.С. Сковороди. Психологія 2013 № 45 С. 5-35
Статья написана на основе доклада, сделанного на Международной конференции, посвященной 80-летию Харьковской психологической школы (Харьков, октябрь 2012 г.), организованной Харьковским национальным педагогическим университетом им. Г.С. Сковороды. Вниманию читателя предлагаются как личные впечатления и воспоминания автора о событиях и людях, так и почерпнутые из рассказов представителей старших поколений психологов, причастных к этим событиям. Харьковская психологическая школа ...
Добавлено: 12 февраля 2013 г.
Записные книжки, заметки, научные дневники Л.С. Выготского: результаты исследования семейного архива
Завершнева Е. Ю., Вопросы психологии 2008 № 2 С. 120-136
Добавлено: 24 октября 2019 г.
М., Белгород : ИПЦ "Политерра", 2007
В сборнике представлены работы участников конференции, которые отражают современное состояние науки в области нейропсихологии, нейропсихологии индивидуальных различий и психофизиологии. Материалы будут полезны не только ученым и практическим психологам, но также студентам и магистрам, специализирующимся в области нейропсихологии, клинической психологии и психофизиологии. ...
Добавлено: 1 августа 2014 г.
Завершнева Е. Ю., Московский психотерапевтический журнал 2005 Т. 45 № 2 С. 65-90
В статье обсуждается идея шизофрении как самостоятельной нозологической единицы; ставятся вопросы о критериях, которые позволяют выделить специфику шизофренического миропроекта, и о целостном понимании основной триады синдромов (аффективная тупость, атактическое мышление, абулия). В русле Dasein-аналитической психологии шизофрения рассматривается как особое расстройство, при котором поврежденной оказывается основа человеческого бытия - способность к трансценденции, открытость человека в отношении ...
Добавлено: 8 ноября 2019 г.
Шадриков В. Д., Культурно-историческая психология 2014 Т. 10 № 2 С. 5-8
В статье представлены воспоминания автора о его обсуждении с Владимиром Петровичем Зинченко
проблем психологии мысли. Рассмотрены подходы к вопросу «что такое мысль» и как она связана со
словом Г.Г. Шпета и Л.С. Выготского, которые были предметом дискуссии. Представлена позиция
В.П. Зинченко по данной проблематике и позиция автора воспоминаний. На цитатах, взятых из работ
В.П. Зинченко, показывается широта и глубина ...
Добавлено: 11 сентября 2014 г.
Баулина М. Е., Григорьева В., Варако Н. А. и др., Национальный психологический журнал 2023 Т. 18 № 4 С. 63-77
Актуальность. Нарушения регуляторных (управляющих) функций часто встречаются в нейропсихологической практике при поражениях головного мозга. Этот факт обусловливает высокую практическую значимость своевременной нейропсихологической диагностики и реабилитации данной категории пациентов.
Повседневное функционирование при нарушении регуляторных (управляющих) функций реализуется в условиях ограниченных возможностей пациента, что значительно ухудшает качество его жизни и социальное благополучие семьи. Реализация реабилитационного потенциала пациента невозможна без ...
Добавлено: 8 ноября 2023 г.
ван дер Веер Р., Завершнева Е. Ю., Вопросы психологии 2018 № 5 С. 88-104
Седьмая и последняя глава главного труда Л.С. Выготского «Мышление и речь» (1934), посвященная отношениям мысли и слова, обычно рассматривается как его итоговое слово
в психологии. Несмотря на то, что эта глава стала знаменитой, ее структура до сих пор
редко подвергалась тщательному анализу, в том числе текстологическому. В настоящей
статье исследуется структура аргументации седьмой главы и раскрываются ранее не ...
Добавлено: 23 сентября 2019 г.
Завершнева Е. Ю., Вопросы психологии 2009 № 2 С. 21-34
Статья посвящена проблеме детерминизма в современной психологии. Обсуждают-ся влияние картезианской парадигмы на понимание причинности, а также представ-ленность учения Аристотеля о четырех причинах всего сущего в современной пси-хологии. Выделены основные виды причинного вывода, показано, что жесткие схе-мы каузальности сосуществуют с другими схемами, нетипичными с точки зрения новоевропейского представления о причинности. Показано, что разработка новых схем связана ...
Добавлено: 15 октября 2019 г.