Статья
Роль музейного пространства в формировании образа верховной власти. Оружейная палата Московского Кремля в XIX-XX вв.
Статья посвящена экспозиции двух залов Оружейной палаты Московского Кремля, имевших исключительное значение для формирования представительского пространства России XIX –XX вв. Автор демонстрирует, как выбор и определенное расположение предметов в центральном зале первого здания Оружейной палаты (арх. И.В. Еготов) и Коронном зале современного здания музея (арх. К.А. Тон) стали способом выражения тех или иных государственных идей и властных контекстов.
На основе данных опросов, проведенных по сходной методике в Польше и России в 2002 г., проанализированы особенности классового самосознания и социально-структурной разметки трансформирующихся обществ, уделено внимание поиску среднего класса. Относительно обеих стран делается вывод о незавершенности трансформаций в общества с конкурентной экономикой и кризисе форм репрезентации классовых интересов.
Рассматриваются наиболее существенные проблемы актуализации вещественных и изобразительных историче- ских источников в социальных, в том числе исследовательских, практи- ках, намечаются перспективы развития археографии музейного предме- та как актуального направления, без разработки которого невозможно историческое познание на современном уровне. Обосновывается необ- ходимость расширения эмпирического пространства исторического по- знания, грамотного введения в научный оборот наряду с письменными источниками, исторических источников иных типов — вещественных, изобразительных, хранящихся, главным образом, в музеях. Для специалистов в области гуманитарного знания, истории и исто- рических наук, музееведения.
В статье анализируется текущее состояние левого спектра политических сил в Польше, а также раскрывается история их успеха в 90-е – первую половину нулевых годов и последующая утрата ведущих позиций в польской политике.
В сборник вошли материалы Всероссийской научно-практической конференции «Вторая жизнь музея: возрождение утраченного и воплощение нереализованного», прошедшей в Санкт-Петербургском государственном университете культуры и искусств 12–13 октября 2006 г.
Представленные в сборнике материалы посвящены вопросам создания, реорганизации и возрождения музеев в XIX–XX вв. в России и за рубежом, роли музея в формировании имиджа учреждения и предприятия, разработке и использованию информационных ресурсов в музейной деятельности.
Польская модель системной трансформации, а также гибкий подход к приватизации государственных предприятий оказались достаточно удачными. В то время, как практически все страны Центральной и Восточной Европы, а также Россия испытали сокращение ВВП, Польша продолжает чувствовать себя уверенно, темпы роста её экономики замедлились, но сокращения ВВП нет. Статья анализирует концепции и механизмы польской приватизации, выявляя их сильные стороны и возможности использования польского опыта в условиях российской действительности.
Основу сборника составили доклады и сообщения VI Мандельштамовских чтений, прошедших 18 - 22 сентября 2011 г. в Варшаве; вошли в него и другие исследования жизни и творчества Мандельштама. Первый раздел - «Мандельштам и Польша» - посвящен скрещению судеб русского поэта и польской культуры, во втором разделе представлены исследования биографии поэта, третий раздел - «Штудии» - составили статьи, посвященные различным аспектам мандельштамовской текстологии и поэтики. В разделе «Рефлексии» собраны материалы о восприятии Мандельштама в русской культурной истории. В сборнике представлен широкий спектр голосов и возможных подходов к Мандельштаму - от академических до поэтических. Среди авторов - Адам Поморский, Ивона Смолька, Петр Мицнер, Анн Фэвр-Дюпэгр, Сергей Василенко, Ирэна Вербловская, Александр Жолковский, Мариэтта Чудакова, Леонид Видгоф, Владимир Микушевич, Леонид Кацис, Олег Лекманов, Наталья Горбаневская, Юрий Фрейдин, Павел Нерлер, Лада Панова, Роман Тименчик, Борис Фрезинский, Ирина Сурат, Павел Успенский, Анна Еськова, Наталья Петрова, Генрих Киршбаум и другие.
Воздействие интеллектуалов на власть в период модернизации было очень мощным во всех трех странах. Роль интеллектуалов-Авторов во Франции и Японии огромна, именно они артикулировали и наполняли смыслами социальное недовольство. Без Сартра, Лакана, Делёза и других Авторов, скорее всего, не было бы мая 1968 года. А в Японии социально-политические изменения начиная с конца XIX века как раз и стали причиной появления интеллектуалов- Авторов. С этого момента они, так или иначе, воздействовали на все процессы, протекавшие в стране. Для Польши характерна иная ситуация. Авторов здесь в чистом виде практически не было, и роль медиатора взяла на себя категория публичных интеллектуалов, оказавших решающее воздействие на социально-политические процессы в стране. Таким образом, можно отметить, что интеллектуалы играют важную роль в процессе модернизации стран с различными экономическими, культурными и социально-политическими особенностями развития, но их влияние в каждой из стран проявляется по-разному в зависимости как от характеристик этапов модернизации, так и от конфигурации политических сил, а также от социальной структуры и господствующих ценностей и установок. Интеллектуалы сами по себе не могут повернуть ход процесса модернизации, но в те или иные критические моменты они способны существенно на него повлиять.
Данная статья посвящена анализу статуса вещи в различных культурах от древности до современности. Выделены пять типов вещей: мифологическая, рукотворная, промышленная, художественная и виртуальная. Анализ данных типов вещей позволяет проследить трансформацию смыслов вещи в различные культурные эпохи. Исследование статуса вещи осуществлено на примере философского и художественного дискурса.
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
Представлены результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских (N=150) и китайцев (N=105). Выявлены различия в социальном капитале и экономических представлениях русских и китайцев. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями и большинство взаимосвязей схожи по своей логике, однако существуют и культурная специфика.
Человечество переживает смену культурно-исторических эпох, что связано с превращением сетевых медиа в ведущее средство коммуникации. Следствием «дигитального раскола» оказываются изменения в социальных разделениях: наряду с традиционным «имущие и неимущие» возникает противостояние «онлайновые (подключенные) versus офлайновые (неподключенные)». В этих условиях теряют значение традиционные межпоколенческие различия, решающим оказывается принадлежность к той или иной информационной культуре, на основе которой формируются медиапоколения. В работе анализируются многообразные последствия осетевления: когнитивные, возникающие при использования «умных» вещей с дружественным интерфейсом, психологические, порождающие сетевой индивидуализм и нарастающую приватизацию общения, социальные, воплощающие «парадокс пустой публичной сферы». Показана роль компьютерных игр как «заместителей» традиционной социализации и образования, рассматриваются превратности знания, теряющего свое значение. В условиях избытка информации самым дефицитным на сегодня человеческим ресурсом оказывается человеческое внимание. Поэтому новые принципы ведения бизнеса можно определить как менеджмент внимания.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010–2012 гг.