Статья
Фасады миссионерских церквей Сьерра-Горды: вопросы стиля
Сьерра-Горда — труднодоступная область в центральной Мексике, где в 1750-х – 1760-х гг. францисканскими миссионерами во главе со знаменитым братом Серрой было построено пять церквей. Изумительные по своей архитектуре, соединившей колониальную традицию и индейские мотивы, и включенные в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, они до сих пор изучены очень слабо. В частности, не было высказано предположений о том, откуда приехали построившие их мастера. Подробный сравнительный анализ этих храмов и колониальной архитектуры близлежащих областей Мексики позволил отбросить гипотезы о возможном участии в их возведение строителей из Мехико и Керетаро и обосновать возможное авторство мастеров из города Сан-Луис-Потоси.
Народные исполнители из сел и станиц, когда у них появляются контакты с фольклористами, обретают новую социальную роль, - роль «носителя фольклора». Внимание, которое они получают, заставляет их искать то, что привлекает его, - песни, костюм… Впоследствии некоторые народные исполнители, стремясь подчеркнуть уникальность – собственную или их коллектива, – вырабатывают свой образ, который становится чем-то вроде бренда. В данной статье мы наметим некоторые аспекты профессионализации народных исполнителей. Вначале мы обозначим основные определения профессии и профессионализации. Затем рассмотрим это явле- ние на примере кейсов из наших экспедиций и интервью с экспертами. Мы будем здесь применять идеи нескольких подходов в социологии профессий, а также опираться на интервью с народными исполнителями и экспертами-фольклористами.
Третий том «Истории литературы Италии» посвящен литературе XVII-XVIII вв. Первостепенное внимание уделяется национально маркированным вариантам общеевропейских литературных стилей и направлений: маньеризму (представленному в Италии своего рода образцовым его вариантом в лице Дж.Марино и его школы), барокко (в формирование эстетики которого Италия вносит основной вклад), рококо (в художественной продукции Аркадии), стилевым амальгамам на основе классицистической традиции (барочный классицизм Кьябреры, предромантический классицизм Альфьери). Наряду с главами, посвященными крупным художественным индивидуальностям (Марино, Базиле, Метастазио, Гольдони, Гоцци, Парини, Альфьери) и крупным мыслителям, повлиявшим в том числе на конфигурацию художественной культуры (Галилей, Кампанелла, Вико), в томе присутствуют разделы, описывающие эволюцию жанровой системы в ее специфически барочных вариантах (новелла, роман, трагедия, комедия, героикомическая поэма), а также характеризующие идейное и художественное своеобразие итальянского Просвещения.
Издание предназначено для преподавателей и студентов филологических факультетов, а также для всех, интересующихся культурой и литературой Италии.
Cборник статей о концептах языка и культуры в творчестве австрийского писателя Франца Кафки.
В статье проведен анализ ключевых факторов накопления рисков в национальных финансовых системах, определяющих уязвимость последних перед финансовыми кризисами. Проведен сравнительный анализ предпосылок кризиса в Мексике в 1994 г., Аргентине в 2001 г., а также кризиса ликвидности в США, странах Европы и Китае в 2008 г. По результатам анализа оценены различия в кризисной уязвимости различных макроэкономических моделей.
Своеобразие функционирования языковых единиц в испанском языке мексиканского штата Табаско. Анализируются их особенности на уровне фонетики, лексики и грамматики.
В статье анализируется концепция «европейского интеллектуала» сформулированная И. Роднянской, и рассматривается положение о том, что интеллектуала отличает перенятое из христианского двоемирия отношение к миропорядку не как к нерушимой данности, а как к проблеме, открытой для поисков альтернативы.
Творчество И. С. Баха рассматривается в контексте культуры «готового слова» барокко. Риторика и мистика определяются как два полюса мышле-ния композитора, отражающие, с одной стороны, следование традиции и нормам эпохи, с другой – прорыв к индивидуальному личностному выска-зыванию. Характерное для Баха интимно-личностное чувствование боже-ственных истин наметило отход от жесткости религиозно-риторической догмы к духовной музыке, наполненной свободной экспрессией.
В работе исследуются функциональные свойства глаголов с инкорпорированными актантами. Рассматриваются валентностные свойства этих глаголов и проявления синкретизма в процессе их функционирования.
Статья содержит анализ историографии тайной полиции в Российской империи. Выявляя подходы историков к данной теме и способы их работы с историческими свидетельствами, автор показывает негативные следтвия политической актуальности и процесса герметизации знаний о государстве. Ревизия историографического наследия позволяет автору освободить восприятие темы от созданных в разные времена и в разных условиях "квазиочевидностей". Одновременно обращается внимание на наличие богатого комплекса делопроизводственных докуменов полицейского ведомства, сохранившихся в Государственном архиве Российской Федерации. Предлагая неоинституциональный подход к их анализу, автор показывает очевидные и латентные информационные возможности обнаруженных документов.
Курс лекций знакомит читателей с одним из важнейших направлений современной социологической теории — социологией знания, связанной с проблемой конструирования социальной реальности. В книге рассматриваются генезис и эволюция понятий "реальность", "знание" и "прошлое", их философская и социологическая концептуализация и взаимосвязь в рамках феноменологической социологии знания. Показывается, как общие принципы формирования темпоральной картины мира реализуются на уровне отдельных типов или форм знания — архаичного знания, религии, философии, идеологии. Подробно обсуждается специфика исторической науки, включая проблемы спецификации предмета истории и конструирования целостной картины прошлого в ведущих исторических школах и направлениях.
Для студентов и аспирантов, преподавателей и специалистов в области социологии и других наук о человеке и обществе, для всех интересующихся социологией и историей.
Допущено Министерством образования и науки РФ в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки “Социология”.В статье рассказывается, как шла подготовка к спектаклю "Борис Годунов" в Театре на Таганке. Как из кропотливой совместной работы режиссера и актеров постепенно вырастало здание спектакля. Приводятся стенограммы репетиций 1982 года - до вынужденного отъезда Юрия Петровича за границу.
Рассказанная Платоном в «Тимее» и «Критии» история о великолепной и бесследно поглощенной пучиной цивилизации на многие века поразила воображение европейцев. Пока филологи спорили о мотивах и смысле платоновского мифа, политики, авантюристы и мечтатели всячески пытались найти для сказки реальную почву.
Известный французский исследователь античности Пьер Видаль-Наке прослеживает в своей книге разнообразные попытки идеологической и геополитической инструментализации платоновского мифа. Российский коллега автора Юрий Литвиненко дополнил книгу главой об идейных судьбах Атлантиды в России.
Книга адресована широкому кругу читателей, всем интересующимся античностью и ее рецепцией.
Опираясь на отечественный и зарубежный опыт, автор пытается показать влияние социальной политики советского периода на становление и развитие социального государства на разных его этапах в ведущих странах Запада, а также последствия разрушения СССР для современного состояния и перспектив социального государства в мире.
В книге описывается многостороннее развитие базовых представлений о прошлом своей страны и Европы в Российской империи второй половины XVIII — начала ХХ века. В отличие от традиционного историографического рассмотрения, сосредоточенного только на эволюции академической науки, авторы исходили из более комплексного подхода, основанного на реконструкции ключевых понятий и механизмов исторической культуры страны (включая сферу образования, деятельность церкви и духовных школ, музеев, исторических обществ и археографических учреждений, региональных сообществ и т.д.). Изучение исторического знания органично дополняется развернутыми очерками об эволюции исторического сознания (с учетом его рецептивных и творческих компонентов), а также о динамике исторического воображения (в русском искусстве и литературе XVIII–XIX веков).
Монография подготовлена к юбилею директора ИГИТИ, ординарного профессора НИУ ВШЭ И.М. Савельевой.
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
Представлены результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских (N=150) и китайцев (N=105). Выявлены различия в социальном капитале и экономических представлениях русских и китайцев. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями и большинство взаимосвязей схожи по своей логике, однако существуют и культурная специфика.
Человечество переживает смену культурно-исторических эпох, что связано с превращением сетевых медиа в ведущее средство коммуникации. Следствием «дигитального раскола» оказываются изменения в социальных разделениях: наряду с традиционным «имущие и неимущие» возникает противостояние «онлайновые (подключенные) versus офлайновые (неподключенные)». В этих условиях теряют значение традиционные межпоколенческие различия, решающим оказывается принадлежность к той или иной информационной культуре, на основе которой формируются медиапоколения. В работе анализируются многообразные последствия осетевления: когнитивные, возникающие при использования «умных» вещей с дружественным интерфейсом, психологические, порождающие сетевой индивидуализм и нарастающую приватизацию общения, социальные, воплощающие «парадокс пустой публичной сферы». Показана роль компьютерных игр как «заместителей» традиционной социализации и образования, рассматриваются превратности знания, теряющего свое значение. В условиях избытка информации самым дефицитным на сегодня человеческим ресурсом оказывается человеческое внимание. Поэтому новые принципы ведения бизнеса можно определить как менеджмент внимания.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010–2012 гг.