• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Систематизация традиционного знания в индийской культуре

Вопросы философии. 2014. № 1. С. 115-126.

В статье представлены результаты исследования проблемы систематизации знания в традиционной индийской культуре, в том виде, в каком она присутствует и решается в авторитетных санскритских текстах «Чхандогья упанишада», «Мундака упанишада, «Законы Ману, «Артхашастра» Каутильи, «Лалитавистара», «Камасутра» Ватсьяяны и др. Работая с индийским материалом, автор привлекает концептуальный аппарат  неклассической эпистемологии и показывает взаимосвязи когнитивной практики с образовательной и религиозной практиками.

Создателями системы традиционных наук (видья, шастра) и принципов их систематизации были брахманы; небрахманские системы учености (джайнская и буддийская) не привнесли ничего нового ни в систему традиционного знания, ни в его классификации, будучи оппонентами брахманской традиции в целом. Трансляция знаний осуществлялась в созданной брахманами и монополизированной ими системе образования, основные принципы которой были унаследованы наследник буддистами и джайнами. В их числе – классификации видов знания и наук, толкование образования как разновидности религиозной практики. Брахманские классификации видов знания обслуживали, прежде всего, потребности общества ариев и разрабатывались как списки дисциплин, которые должны изучаться для освоения священного знания – веда, служащего поддержанию мирового порядка с его космической и социальной иерархией. Это обусловило появление прагматического критерия систематизации знания: виды знания дифференцировались по применяемости в определенных социальных практиках: жизнедеятельности высших варн – брахманов, кшатриев и вайшьев. В Средние века появляется еще один критерий – ориентация на традицию (традиционализм), приводящий к появлению неупорядоченных громоздких списков, объединяющих теоретическое и практическое знание («науки» и «искусства»).