?
Heideggers Philosophie der Kunst im Lichte gegenwärtiger Ästhetik und Bildtheorie
Phainomena. Journal of Phenomenology and Hermeneutics. 2013. Vol. 22. No. 84-85. P. 201-213.
Ilya Inishev
Научное направление:
Философия, этика, религиоведение
Приоритетные направления:
гуманитарные науки
Язык:
немецкий
Ключевые слова: философия искусствамедиальностьmedialityphilosophy of artHeideggerХайдеггерТеория образаimage theory
ПУБЛИКАЦИЯ ПОДГОТОВЛЕНА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОЕКТА:
Инишев И. Н., HORIZON. Феноменологические исследования 2020 Т. 9 № 1 С. 44-68
Ключевая новация феноменологической, или философской герменевтики состоит в трактовке «понимания» не как операции с символами и смыслами, а как активации специфической формы опыта с коррелятивными ей аффективно-телесными возможностями и соответствующими «агрегатными состояниями» окружающей материально-перцептивной среды. В этом отношении понимание представляет собой своего рода транспозицию из одной материально-телесной конфигурации в другую («прирост бытия», «тотальное опосредование», «преображение ...
Добавлено: 24 июня 2020 г.
Павлов И. И., Философия. Журнал Высшей школы экономики 2018 Т. II № 4 С. 51-89
В статье анализируются трансформации, которые претерпевает феноменология смерти М. Хайдеггера в работах В. В. Бибихина. Для этого феноменология смерти Бибихина рассматривается в контексте онтологии времени, представленной в лекционном курсе «Пора» и существенно отличающейся от темпоральной структуры «Бытия и времени». Главным отличием становится сближение в «Поре» прошлого и будущего, каждое из которых дано человеку как та ...
Добавлено: 3 января 2019 г.
Ямпольская А. В., Вестник РГГУ. Серия "Философские науки. Религиоведение" 2013 Т. 11 № 112 С. 39-50
В «Бытии и времени», а также в примыкающих к этой работе лекционных курсах Хайдеггер разворачивает методический жест Гуссерля: уже не метод определяет предмет, но, напротив, предмет феноменологии как способ встречности бытийных структур определяет феноменологический метод как метод их «вычитывания» или «расчистки». Легитимной областью философской работы становится не отраженный в запаздывающем зеркале рефлексии феномен, а тот ...
Добавлено: 24 марта 2014 г.
Глухов А.А., Художественная культура 2013 № 1
В статье предлагается обзор позиций известных философов (Платон, Беньямин, Хайдеггер, Деррида) по проблеме власти искусства. Несмотря на существенные различия между своими подходами к искусству, эти мыслители интересовались одинаковым кругом вопросов и проблем. Этот контекст помогает по-новому взглянуть на суровую критику, которой искусство подверглось у Платона. В его критике нет ничего особенного, скорее это типичный философский ...
Добавлено: 17 мая 2013 г.
О.А. Жукова, А.А. Кара-Мурза и М.Г. Талалай – известные исследователи русской и итальянской культуры. Новая работа, написанная в соавторстве, посвящена русским литераторам, философам, художникам, путешественникам, посетившим старинный южно-итальянский город Амальфи. Более 800 лет Амальфи хранит духовную святыню - мощи св. апостола Андрея Первозванного. В основе историко-философской программы книги лежат исследования интеллектуальных биографий выдающихся представителей русской литературы, ...
Добавлено: 9 ноября 2015 г.
Лаврухин А. В., Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология 2015 № 4 (32) С. 46-54
Двигаясь в фарватере заданной Шпетом тематизации феномена искусства, мы находим множество полемически заострённых перекличек с феноменолого-герменевтическим подходом к осмыслению опыта искусства, согласно которому искусство и философия делают одн общее дело - выводят истину из потаённости и делают её явленной миру. Но насколько глубоко это родство? Можно ли утверждать о преемственности или комплиментарности двух исследовательских стратегий? ...
Добавлено: 10 марта 2016 г.
Инишев И. Н., Phainomena. Journal of Phenomenology and Hermeneutics 2010 Vol. 16 No. 74-75 P. 49-56
Традиционно феноменология рассматривалась как философское движение, не уделяющее никакого внимания проблеме медиума, понимаемого в качестве материального опосредующего элементы процессов мышления. Принято полагать, что эта индифферентность феноменологии по отношению к медиуму – следствие ее субъективно-идеалистической позиции. Признавая правоту этой ретроспективной интерпретации, в настоящей статье предлагается «проспективный» взгляд на проблему отношений между феноменологией и исследованиями медиа. Этот ...
Добавлено: 10 октября 2012 г.
Вендланд А. Д., Idee: Semestrale di Filosofia e Scienze Sociali ed Economiche 2016 Vol. 6 No. 12 P. 37-74
Добавлено: 26 апреля 2019 г.
Левина Т. В., СПб. : Издательство РХГА, 2021
Цель монографии - рассмотреть понятие трансцендентного в широком философском смысле в контексте его проявления в опыте. Название монографии отсылает к пониманию эстетики, на которое ссылается Джон Мануссакис в книге “Бог после метафизики. Богословская эстетика” (2007, рус. пер. 2014). Он подчеркивает, что термин “эстетика” не имеет ничего общего с прекрасным, как принято рассматривать в соответствующей философской ...
Добавлено: 1 ноября 2018 г.
Кронин П., М. : Rosebud Publishing, Постмодерн текнолоджи, 2008
Книга американского киножурналиста Пола Кронина в переводе Елены Микериной отличается от стандартных сборников интервью со звездами лишь качеством самой звезды – легендарного и загадочного Вернера Херцога, наследника немецкого экспрессионизма, мыслителя с камерой и радикального экспериментатора в области жизнетворчества. Книга рассказывает о творческом пути режиссера, точности отражения которого поспособствовал выдающийся критик Михаил Трофименков, согласившийся быть редактором ...
Добавлено: 8 октября 2012 г.
Мельникова Е. В., Вопросы философии 2022 № 2 С. 158-168
Статья посвящена анализу подходов к концептуализации философского исследования в проектах фундаментальной онтологии Хайдеггера и логики философии Ласка. Основанием для их сопоставления служит адаптация некоторых из понятийных средств философии Ласка в работах Хайдеггера. Разрабатываемый в статье подход продолжает наметившийся в исследовательской литературе анализ генезиса понятий фундаментальной онтологии, который предполагает обращение к ранним работам Хайдеггера и выявление ...
Добавлено: 18 сентября 2021 г.
Васильева В. О., Культура и искусство 2014 № 6 С. 687-695
Предметом исследования выступает экран как формообразующий принцип в культуре, а также отдельные воплощения экрана. При всем многообразии современных экранов, гигантских и малых, приватных и публичных, интерактивных и линейных, динамичных и статичных, нами легко узнается экранная форма как таковая: она довольно четко отграничена от визуальных явлений другого порядка. Экран узнается по нескольким признакам: по наличию у ...
Добавлено: 19 февраля 2015 г.
Жукова О. А., Вопросы культурологии 2015 № 5-6 С. 66-75
Предлагаемая автором концепция интегрального курса и учебника «Эстетика» базируется на современных методологических подходах социально-гуманитарного знания, синтезирует авторские научные изыскания и опыт преподавания в области истории и теории культуры, истории эстетической мысли, философии культуры и творчества. Данная трактовка курса подчеркивает фундаментальный характер эстетического знания в рамках образовательной культурологической парадигмы, акцентируя взаимосвязь эстетических ценностей и высоких культурных ...
Добавлено: 22 июля 2015 г.
Небольсин Д. И., Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке 2017 № 3 (41) С. 126-132
В статье анализируются ключевые аспекты предложенной П. Кроутером теории, объединяющей интерес к семантике и структуре изобразительной репрезентации с оригинальными тезисами об онтологической, телесной и темпоральной специфике изображений. Несмотря на ряд спорных моментов (эссенциализм и отвержение историзма, последовательная ориентированность на нормативную эстетику, общий теоретический эклектизм), эта концепция может рассматриваться в качестве примера продуктивности взаимодействия достижений аналитической ...
Добавлено: 28 января 2018 г.
Небольсин Д. И., Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология 2018 № 41 С. 15-23
Рассматриваются основные признаки дисциплинарной и методологической идентичности аналитической философии изображений с целью определить её отличия от других школ изучения визуального. В качестве наиболее значимых отличий выявляются следующие: ограничение исследовательской проблематики областью изобразительной репрезентации, отмежевание от нормативной эстетики, методологическое разнообразие и работа с феноменологическими и онтологическими вопросами посредством уточнения понятийного аппарата. ...
Добавлено: 20 августа 2018 г.
Подобуева Е. В., Статья еще не издана 2019
Данная статья посвящена проблеме понятия «свободы» в рамках Кризиса искусства ХХ в. Вопрос рассмотрен через призму творчества Малевича, обозначенного как представителя некой «свободы дикаря», где созданное им супрематическое искусство рассматривается именно как акт проявления этой «свободы». Проблема рассматривается на фоне взглядов двух философов – Бердяева и Гершензона, которые в рамках данной работы представляют собой так ...
Добавлено: 3 декабря 2018 г.
Хаас Э. К., L., NY : Continuum, 2007
This important new book offers the first full-length interpretation of the thought of Martin Heidegger with respect to irony. In a radical reading of Heidegger's major works (from Being and Time through the ‘Rector's Address' and the ‘Letter on Humanism' to ‘The Origin of the Work of Art' and the Spiegel interview), Andrew Haas does ...
Добавлено: 1 октября 2013 г.
Иванченко Г. В., М. : КомКнига, 2007
В монографии прослеживается история понятия "совершенство" - от древнекитайских и древнегреческих концепций гармонии до современных философских систем. Анализируются ценностные основания концепций совершенства, "нового человека", "идеального человека", особенности репрезентаций совершенного человека в культуре и общественном сознании. Проанализированы возможные истоки отношения к совершенству как личностной характеристике, обобщены зарубежные исследования перфекционизма. Особое внимание уделяется проблеме совершенного художественного произведения. ...
Добавлено: 21 августа 2013 г.
Небольсин Д. И., Философский журнал 2017 Т. 10 № 2 С. 114-129
Статья посвящена теории двусложности Р. Уоллхейма и трактовке изобразительной репрезентации в рамках аналитической философской традиции. Уоллхейм указывал на структурное отличие восприятия изображений от видения объектов и ситуаций лицом к лицу, отстаивая теорию видения-в и двусложности. Эта концепция предполагает сдвоенное, одновременное видение объекта репрезентации и материальной поверхности изображения. Помимо реконструкции данной теории, указания на ее ограниченность ...
Добавлено: 28 августа 2017 г.
Инишев И. Н., Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология 2011 Т. 16 № 4 С. 86-93
Будучи включенными в предметные контексты видимого мира, образы сами способны сделать некоторый мир видимым. Их восприятие представляет собой разворачивающийся во времени процесс чтения. Они материальны и вместе с тем перенасыщены смыслом. Эта гибридность образов служит мотивом для постановки ряда вопросов, касающихся взаимосвязи семантических и несемантических элементов в «иконическом знаке». ...
Добавлено: 10 октября 2012 г.
Данто А., M. : Ad Marginem, 2018
Книгу известного американского философа и художественного критика Артура Данто (1924–2013) составляют эссе разных лет, объединенные темой поиска определения искусства. Подходя к этой теме с разных точек зрения, задаваемых столь разными сюжетами, как история модернизма, реставрация росписи Микеланджело в Сикстинской капелле или философия Канта, автор обосновывает необходимость нахождения отличительных признаков искусства, свойственных ему на протяжении всей ...
Добавлено: 12 августа 2018 г.
Морозов Д. А., Философский журнал 2020 Т. 13 № 2 С. 97-111
В статье рассматриваются взгляды двух современников – М. Хайдеггера и Я.Э. Голосовкера – на поэзию немецкого поэта Ф. Гёльдерлина, к интерпретации которой они обращаются примерно в одно время – 20‒30-е гг. XX в. Несмотря на то, что прямых интеллектуальных контактов между мыслителями обнаружено не было, автор показывает, что поэзия Гёльдерлина становится точкой пересечения их интересов. ...
Добавлено: 25 июля 2020 г.
Landolt E., Cahiers du Monde Russe 2012 Vol. 53 No. 4 P. 571-591
Добавлено: 5 января 2014 г.
М. : Современные тетради, 2003
В сборнике представлены работы аспирантов и молодых ученых философского факультета МГУ, отражающие широкий спектр методологических подходов и исследовательских интересов. По методам это традиционная философская аналитика, феноменологические и герменевтические исследования, работы, использующие аппарат современных теоретико-философских исследований, нацеленных на социально-философскую, политологическую, религиоведческую проблематику. Рассматриваемая тематика еще шире: от абстрактных проблем логики до актуальных вопросов политической жизни, от ...
Добавлено: 18 октября 2013 г.