• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Популярность школьников и образовательная среда школы

Вопросы образования. 2013. № 4. С. 145-167.

Исследуется связь между академическими успехами школьников и их социометрической популярностью в зависимости от школьной среды, а именно от академического контекста класса. Основная гипотеза состояла в том, что академический успех школьника способствует его популярности в классах с высокой мотивацией, где большинство учеников хорошо относятся к образованию, и приводит к падению популярности в низко мотивированных классах. Вторая гипотеза заключалась в том, что связь между популярностью и успеваемостью сильнее выражена для девочек, чем для мальчиков. Социометрическая популярность определяется как число дружеских номинаций, полученных учеником от его одноклассников. Академический контекст класса определяется как агрегированная характеристика индивидуальной учебной мотивации всех учеников. Для измерения индивидуальной мотивации использовалась Study involvement scale из 10 вопросов. Академический успех измерялся через средний балл итоговых оценок за предыдущую четверть по 5 предметам: русский язык, алгебра, иностранный язык, биология, физика. В исследовании приняли участие 5904 школьника (309 классов, 101 школа Санкт-Петербурга) 8–10-х классов (14–16 лет). Данные анализировались с применением многоуровневого регрессионного анализа (HLM7). Надежность полученных результатов была подтверждена применением специального диадного анализа для сетевых данных (р2). Полученные результаты подтверждают гендерную специфичность факторов популярности. Хорошая успеваемость более важна для популярности девочек, чем для популярности мальчиков. Популярность девочек положительно связана со средним баллом, независимо от контекста класса. Связь между оценками мальчиков и их популярностью зависит от контекста: в классах с высокой академической мотивацией эта связь положительна, в классах с низкой мотивацией — отрицательна. Обнаружены пороговые эффекты: влияние контекста проявляется только при крайних значениях уровня мотивации класса. В классах с крайне низкой учебной мотивацией мальчики, которые хорошо учатся, подвергаются опасности маргинализации. Предлагается использовать данные о популярности разных категорий учеников при оценке качества образовательной среды, в частности для выделения проблемных классов.