• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Альтернативная идентичность в социальных сетях

Войскунский А. Е., Евдокименко А. С., Федунина Н. Ю.

Научная значимость 

В социальных сетях представлены «виртуальные» идентичности, нередко отличающиеся от «реальных» идентичностей (как они сложились в реальной жизни). Когда пользователь социальных сетей конструирует более одной идентичности, их можно называть альтернативными. В эмпирическом исследовании использован кейс, предоставленный Harvard Good Play Project. На основании глубинных интервью с 42 испытуемыми (три группы: 15—17, 18—21 и 22—25 лет; в каждой группе поровну мужчин и женщин) изучены особенности конструирования и презентирования альтернативной идентичности в социальных сетях. Материалы интервью обработаны с помощью компьютерного контент-анализа, нарративного и дисперсионного анализа. Выявлены возрастные и половые различия в конструировании альтернативных идентичностей и в отношении к их содержательной стороне.

Новизна и оригинальность

В  силу немногочисленности имеющихся эмпирических данных о своеобразии феноменов альтернативной идентичности, их генеза, динамики и связей с внесетевой идентичностью новизну и оригинальность выполненного исследования составляют представленные в работе:  специфика контента альтернативной идентичности, описание реакций (когнитивных, эмоциональных, действенных) пользователей при столкновении с альтернативной идентичностью, анализ основных  причины конструирования альтернативной идентичности.

Актуальность

Проблематика проявлений идентичности в Интернете вызывает значительный интерес как у психологов, так и у культурологов, философов, антропологов, социологов. Среди распространенных применений сервисов Интернета одними из наиболее интересных для психологического изучения могут быть названы  разнообразные трансформации собственной идентичности, под которыми подразумевается как частичное изменение сведений о себе, лежащих в основе самопрезентации, так и конструирование сетевой идентичности, по большинству параметров отличной от реальной — вплоть до выбора другого имени, пола, биографии, профессии и т.п.,  представления чужих, в том числе случайно выбранных фотографий. Презентация не существующих в реальности (фальшивых) персон, по сути, является ложью, однако пользователи социальных сетей склонны считать такую ложь позволительной. В статье представлен анализ теоретических и эмпирических исследований, связанных с проблемой идентичности в сети.