?
Свобода техники? К пониманию техники у Эрнста и Фридриха Георга Юнгеров
Философские науки. 2013. № 7. С. 79-95.
Статья посвящена концепциям техники в творчестве братьев Эрнста и Фридриха Георга Юнгеров. Проблема взаимосвязи техники и свободы рассматривается в широком контексте немецкой критики культуры начала XX в. и дискуссии о технократии до и после Второй мировой войны.
Научное направление:
Философия, этика, религиоведение
Приоритетные направления:
гуманитарные науки
Язык:
русский
Михайловский А. В., Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Философия. Филология 2010 № 1(7) С. 42-60
В статье исследуется ряд фотоальбомов о первой мировой войне, издававшихся в годы Веймарской республики правоконсервативным интеллектуалом Эрнстом Юнгером. Его концепция «тотальной мобилизации» позволяет продемонстрировать генетическую связь между фотографией и кинематографом как «новыми масс-медиа» и феноменом технической войны. Для Юнгера техническая война и техника в целом суть тот способ, каким «гештальт рабочего» мобилизует мир и достигает ...
Добавлено: 11 ноября 2012 г.
Михайловский А. В., Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика 2016 Т. 16 № 4 С. 387-393
Статья посвящена рассмотрению концепции техники М. Хайдеггера в статьях и выступлениях ректорского периода (1933/34 г.). Установка Хайдеггера на взаимоотношение техники и природы сравнивается с позициями «критики культуры» (Г. Зиммеля, М. Шелера, Л. Клагеса) и «героического преодоления критики техники», характерного для «реакционных модернистов» (Э. Юнгера, Х. Фрайера и др.). Цель статьи – показать, что Хайдеггер не ...
Добавлено: 12 декабря 2016 г.
Михайловский А. В., Вопросы философии 2010 № 15 С. 53-78
Немецкий философ и писатель Эрнст Юнгер (1895-1998) известен прежде всего как автор политико-философского манифеста «Рабочий» (1932) и как теоретик «консервативной революции», оказавший известное влияние на М.Хайдеггера. Поздний период творчества Юнгера, однако, практически не представлен ни в переводах, ни в научно-исследовательской литературе. Между тем он серьезно скорректировал свои политические и мировоззренческие позиции после Второй мировой войны, ...
Добавлено: 5 ноября 2012 г.
Мишура А. С., Философия религии: аналитические исследования 2020 Т. 4 № 2 С. 5-20
Цель статьи – обнаружить наиболее значимые аспекты исторической и концептуальной взаимосвязи классического теизма и либертарианских теорий свободы воли. В первой части работы демонстрируется, что впервые понятие классического теизма было введено в научный оборот сторонником процесс-теологии Ч. Хартсхорном в середине XX-ого века с целью критики европейской философской и богословской традиции. При этом Хартсхорн полагал, что классический ...
Добавлено: 25 декабря 2020 г.
Арендт Х., Вопросы философии 2014 № 4 С. 53-70
Небольшое по объему философское эссе Ханны Арендт «Что есть свобода?» является своего рода «ключом», с помощью которого «раскрываются шифры» — становятся более прозрачными глубинные смыслы «больших» ее работ («Истоки тоталитаризма», «Vita activa», «О революции», «О насилии» etc.), написанных как раньше, так и позже данного эссе. В нем проведен анализ таких концепций, как «свобода ума», «свобода воли», ...
Добавлено: 19 февраля 2014 г.
Михайловский А. В., Вопросы философии 2011 № 3 С. 62-72
Статья посвящена анализу философии техники первого представителя академической социологии в Германии Ханса Фрайера (1887-1969). Его проект «философии истории техники», изложенный в программной статье «К философии техники» (1929), рассматривается как реакционно-модернистский ответ на традиционную критику культуры (Kulturkritik) немецкой философии жизни (Л. Клагес, Г. Зиммель, М. Шелер), предлагающий с позиций социологии культуры и политической социологии интегрировать технику ...
Добавлено: 20 сентября 2012 г.
Данько С. В., Vox. Философский журнал 2013 № 15 С. 1-38
Является ли философия учением о "Высшем"? Может ли философия выражать высшие - предельные, универсальные, окончательные, абсолютные смыслы и ценности жизни, мира? Витгенштейн, как известно, так не считал. Как-то раз он заметил, что если бы существовала настоящая книга о «Высшем», то она уничтожила бы, подобно взрыву, все остальные книги в мире. В этой статье я иду ...
Добавлено: 19 декабря 2013 г.
Левин С. М., Югай В. С., Философский журнал 2019 Т. 12 № 2 С. 92-102
Существует мнение, что современная наука доказала: свобода воли – это иллюзия. Иллюзия свободы воли – это ложное ощущение контроля над своими действиями: людям кажется, что они могут осознанно выбирать, как поступить, однако все их поступки лишь результат бессознательной нейронной активности. Тех, кто так считает, называют виллюзионистами. Главным основанием для виллюзионизма являются нейронаучные эксперименты, направленные на ...
Добавлено: 5 августа 2019 г.
Мишура А. С., Финиковый компот 2020 № 15 С. 123-128
Цель статьи — продемонстрировать, что понятие моральной ответственности в смысле базовой заслуженности, вероятно, не играет значимой роли для морального оправдания социальных практик, включая практики похвалы и порицания, традиционно связываемые с понятием моральной ответственности. В начале статьи описывается связь проблемы свободы воли с понятием моральной ответственности. Далее эксплицируется понятие моральной ответственности в смысле базовой заслуженности, и ...
Добавлено: 28 января 2021 г.
Мишура А. С., Эпистемология и философия науки 2015 № 1 С. 215-231
Статья посвящена исследованию индетерминистических моделей каузальности в аналитической философии действия. В первой и второй частях автор исследует теории Р. Кейна, Д. Деннета, А. Мили и Л Экстром и анализирует имеющиеся в них проблему. В третей части предлагается альтернативная модель описания действия, в которой рациональность действия зависит не от способа его каузального производства, но от телеологической ...
Добавлено: 2 декабря 2014 г.
Тульчинский Г. Л., Философские науки 2017 № 7 С. 33-44
Понятие воли – одно из наиболее распространенных в современных гуманитарных и социальных науках. Вместе с тем его использование испытывает до сих пор серьезные проблемы уточнения содержания и операционализации. В данной работе рассматривается дискурс воли в современной политической науке и нейропсихологии. Это позволяет систематизировать основные компоненты тематизации воли, а также проследить важные следствия такой систематизации для ...
Добавлено: 20 ноября 2017 г.
Михайловский А. В., Вопросы философии 2015 № 10 С. 106-111
В статье сравниваются два литературных свидетельства о фронтовом опыте Первой мировой войны – книга русского философа и писателя Ф.А. Степуна «Из писем прапорщика-артиллериста» (1918) и военный дневник немецкого эссеиста Э. Юнгера «В стальных грозах» (1920). Цель статьи – выявить сходства и различия между «оптиками» Юнгера и Степуна, которые, описывая одно и то же событие, показывают ...
Добавлено: 8 апреля 2015 г.
Левин С. М., Эпистемология и философия науки 2018 Т. 55 № 2 С. 153-164
Некоторые ученые и философы, основываясь на научных открытиях и эмпирических данных, утверждают, что свободы воли не существует. Есть авторы, которые отстаивают противоположное мнение. Оппонентов объединяет всеобщность рассуждений, и те и другие стремятся соотнести научное знание сразу со всей суммой людских поступков и тем самым обосновать существование свободы воли или её отсутствие. В статье предлагается сузить ...
Добавлено: 20 октября 2017 г.
Доброхотов А. Л., / Basic Research Programme. Series HUM "Humanities". 2015. No. 89.
Добавлено: 6 апреля 2015 г.
Кочеров С. Н., Этическая мысль 2015 Т. 15 С. 5-26
Проблема свободы в морали принадлежит к числу самых сложных вопросов этики. С одной стороны, свобода является основанием морали – как условие выбора между должным и сущим, добром и злом. С другой стороны, свобода есть принятие должного решения, которое, будучи произвольным по форме, по сути своей направлено на совершение добра, содействие благу других людей. Значительный вклад ...
Добавлено: 29 сентября 2015 г.
Мишура А. С., Вопросы философии 2019 № 8 С. 49-58
Статья посвящена разработке либертарианской позиции в дискуссии о свободе воли. В первой части анализируются проблемы современных либертарианских теорий на примере подходов Р. Кейна и Т. О’Коннора. Доказывается, что некоторые затруднения либертарианских теорий связаны с 1) изоляцией причин действия агента от внешнего мира, 2) с разрушением необходимой связи между личностью агента и действием. Во второй части ...
Добавлено: 13 октября 2018 г.
Моисеев Д. С., Кабинетный ученый, 2021
Исследование российского историка философии Дмитрия Моисеева посвящено реконструкции политических воззрений итальянского мыслителя-традиционалиста Юлиуса Эволы (1898–1974), сопоставленных с политическими взглядами представителей немецкой «консервативной революции»: Освальда Шпенглера, Артура Мёллера ван ден Брука и Эрнста Юнгера. Кого европейские «правые» первой половины ХХ века определяли как своего главного врага? Какие ключевые идеи и устремления объединяли Эволу и «консервативных революционеров», ...
Добавлено: 12 мая 2021 г.
М. : РОССПЭН, 2010
В монографии представлены результаты исследовательской работы интернационального авторского коллектива, в которых обосновывается историческое и актуально-эвристическое значение неокантианства для современной эпистемологии, философии науки, методологии социогуманитарного знания, философской антропологии и философии культуры. Книга предназначена исследователям современного философского процесса, эпистемологам, методологам, философам науки и культуры, историкам философии, а также всем интересующимся современными проблемами гуманитарных наук. Впервые неокантианство рассматривается ...
Добавлено: 6 апреля 2013 г.
Левин С. М., Философия науки 2014 № 3 С. 30-41
Для всякой компатибилистской теории свободы воли, опирающейся на натурализм, сложность представляет совмещение пропозиционального содержания интенций с их конкретным каузальным воплощением. Наши предварительные намерения зачастую исполняются совсем не тем способом, каким мы ожидаем, но в итоге приводят к желаемым последствиям, и тогда встает вопрос о том, считать ли такое действие случайным или намеренным. Для решения этой ...
Добавлено: 24 октября 2014 г.
Михайловский А. В., Studies in East European Thought 2014 Vol. 66 No. 1 P. 77-87
Добавлено: 4 июля 2014 г.
Носов Д. М., Вопросы философии 2014 № 4 С. 46-52
В предисловии переводчика проблематика эссе Х. Арендт "Что есть свобода?" вписана в более широкий контекст её творчества. ...
Добавлено: 19 февраля 2014 г.
Краснов М. А., Lex Russica (Русский закон) 2013 Т. LXXVIII № 5 С. 465-477
В статье представляются аргументы, служащие доказательству того, что идея прав человека не просто соответствует христианскому учению, а уходит в него своими корнями. В этих целях подвергается критике тезис об антихристианской сущности этой идеи. Сторонники такого взгляда считают, что «естественный закон в его православной интерпретации» не предусматривает никаких прав, а только обязанности перед Богом. Из этого ...
Добавлено: 6 марта 2015 г.
Левина Т. В., Артикульт 2015 № 3 С. 18-28
Революционер в искусстве, Казимир Малевич оставил обширное теоретическое наследие, которое часто не совпадает с образом, созданным о нем в обществе. В частности, это можно отнести к трактатам по супрематической философии, в которых Малевич размышляет о классических философских и теологических проблемах. Бог и человек, путь человека к абсолюту, пребывание Бога в абсолютной реальности, иначе говоря, супрематизм ...
Добавлено: 28 января 2016 г.
Левин С. М., Логос 2016 Т. 26 № 5 С. 227-242
В статье обосновывается несовместимость одной из исходных посылок в дебатах о свободе воли с гипотезой расширенного сознания. Эта посылка заключается в том, что поступки людей в равной степени определены
или не определены прошлыми состояниями мира. Причинная предопределенность или неопределенность поведения деятеля в статье именуется каузальным статусом. Деятели, поступки которых предзаданы их прошлыми состояниями, имеют детерминированный каузальный ...
Добавлено: 18 октября 2016 г.