?
К вопросу об академической грамотности
.
Происходящие изменения, несомненно, затронули понятие и природу грамотности современного человека, которая в западной среде стала аналогичной образованию на протяжении всей жизни. В целом, происходит расширение понятия грамотности, т.е. развитие грамотности это не просто развитие умений чтения и письма, а развитие способов мышления, подходящих для данной культурной среды.
Язык:
русский
В книге
СПб. : Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2013
Щемелева И. Ю., Смирнова Н. В., В кн. : Homo Loquens: Актуальные вопросы лингвистики и методики преподавания иностранных языков (2014). Вып. 6.: СПб. : Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург, 2014. С. 409-422.
Интеграция России в международное академическое сообщество приводит к пересмотру перечня компетенций, формируемых на ступени высшего профессионального образования. Цель данной статьи — проанализировать роль письма в современном зарубежном вузе, а также существующую практику в НИУ ВШЭ. Результаты исследования показали, что, несмотря на возрастающую роль академического письма и востребованность развитых умений научной речи, отмечена низкая доля учебных программ, ...
Добавлено: 19 февраля 2015 г.
Смирнова Н. В., Щемелева И. Ю., Вестник Томского государственного университета. Филология 2020 Т. 63 № 63 С. 115-131
В свете теорий о социальной природе языка рассмотрены «недискурсивные» аспекты порождения жанра проекта научного исследования (research proposal) на английском языке. На примере данных интервью со студентами, мы показываем, что владение английским языком как ресурсом тесно связано с письмом как социальной практикой, однако не является ее ключевым аспектом. Напротив, наиболее значимыми «недискурсивными» аспектами являются: наличие доступа ...
Добавлено: 27 февраля 2019 г.
Смирнова Н. В., Щемелева И. Ю., Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика 2015 № 2 С. 185-197
В статье поднимаются вопросы о необходимости формирования академической грамотности студентов в процессе обучения в вузе. Приводится обзор теоретических подходов к академической грамотности, анализируются различные практики обучения академическому письму в ведущих университетах мира. Обосновывается необходимость и намечаются пути развития умений академического письма, не только на английском, но и на родном языке (языке обучения), как основного компонента ...
Добавлено: 23 сентября 2015 г.
Смирнова Н. В., Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация 2017 № 1 С. 140-147
В статье рассматриваются проблемы профессионально ориентированного обучения ино- странному языку студентов научно-исследовательского вуза. Автор обосновывает необходимость уточнения целей и содержания обучения иностранным языкам в вузе и вводит понятие академической грамотности как фактора иноязычной профессиональной подготовки. Цель статьи – уточнить понятие, подходы, структуру, характеристики и роль академической грамотности в высшем образовании. Выяв- ленные подходы, модели структуры ...
Добавлено: 25 августа 2017 г.
Курьян М. Л., В кн. : Магия ИННО: новое в исследовании языка и методике его преподавания : материалы Второй научно-практической конференции (Москва, 24–25 апреля 2015 г.). Т. 2.: М. : МГИМО-Университет, 2015. С. 390-393.
Требования, предъявляемые к высшему образованию, касаются развития аналитических и исследовательских навыков и компетенций учащихся. Важным критерием этого развития в условиях глобализации образовательного контекста становится способность обрабатывать и оценивать информацию из оригинальных англоязычных источников, представлять ее в устном и письменном виде посредством английского языка. Поэтому в НИУ ВШЭ получение степени бакалавра включает защиту проекта диплома на ...
Добавлено: 13 октября 2015 г.
Смирнова Н. В., Высшее образование в России 2015 № 6 С. 58-64
Автор рассматривает проблему формирования академической грамотности студентов и обучения письму с позиций теории и практики. В статье анализируются природа и структура академической грамотности и выдвигается тезис о том, что в основе формирования академической грамотности лежит понятие академического дискурса. Письменная речь рассматривается как ключевой компонент академической грамотности, а обучение письменной речи строится на основе обучения трансляции ...
Добавлено: 8 июня 2015 г.
Нужа И. В., Щемелева И. Ю., Вестник Северного (Арктического) Федерального университета 2013 № 5 С. 113-122
В статье рассматриваются вопросы развития академической грамотности в курсах английского языка для академических целей в вузе. Приводится обзор зарубежных теорий, обосновывающих эффективность взаимосвязанного обучения чтению и письму при развитии академических навыков. Особое внимание уделяется обоснованию необходимости обучения академическому письму на основе чтения, а также учета особых потребностей российских студентов, не обладающих достаточно высоким уровнем развития ...
Добавлено: 16 декабря 2013 г.
Щербакова И. О., В кн. : Homo Loquens: Актуальные вопросы лингвистики и методики преподавания иностранных языков (2014). Вып. 6.: СПб. : Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург, 2014. С. 461-471.
Сегодня понятие академическая культура широко используется в теории и практике обучения. В российском и зарубежном образовании данный термин трактуется по-разному. Целью данной статьи является изучение данного феномена в контексте российского и зарубежного образования. Автор предпринимает попытку рассмотрения феномена академической культуры в контексте образования и академического развития личности. В статье отмечается, что только интеграция таких понятий как ...
Добавлено: 2 марта 2015 г.
Исмакаева И. Д., Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки 2022 Т. 24 № 1 С. 149-164
В статье на примере Пермского земства рассматривается роль внешкольной деятельности земских учреждений по преодолению рецидивов безграмотности — утраты навыков грамотности и возобновления или возвращения состояния неграмотности. Одними из первых обратили внимание на эту проблему сами земские деятели, которые были тесно связаны с организацией народного образования. На основе анализа материалов земского делопроизводства — журналов Пермского губернского ...
Добавлено: 7 декабря 2020 г.
Vasilyeva M., Антипкина И. В., Coughlan M. и др., Journal of Applied Developmental Psychology 2021 Vol. 76 Article 101318
Добавлено: 10 ноября 2023 г.
Муртазина П. А., Петкова Е. Н., В кн. : Образование. Язык. Межкультурная коммуникация (к 100 летию Пермского университета). : ПГНИУ, 2016.
Статья посвящена формированию академических умений на занятиях по английскому языку с использованием технологии развития критического мышления. Академическое письмо является ключевым элементом концепции академических умений и формирует основу академической грамотности. В статье обобщается опыт обучения письменной речи студентов-бакалавров, подробно рассматриваются приемы технологии развития критического мышления (ключевые слова и тонкие вопросы) для построения сильных аргументов в письменных ...
Добавлено: 19 октября 2016 г.
Захаров А. В., Вестник Пермского университета. Серия: История 2016 Т. 35 № 4 С. 24-33
Изложены итоги исследования грамотности «царедворцев», проведенного впервые по мас- совым источникам «генерального» смотра шляхетства 1721–1722 гг. Уточнено понятие «царе- дворцы», обозначавшее в XVIII в. обладателей московских чинов вне армейской службы. Пред- ложено использование нового термина «аутентичная грамотность» для определения понимания стандарта грамотности современниками прошлых эпох. Установлен процент грамотности «ца- редворцев» на основе изучения подписей-«рукоприкладств» в ...
Добавлено: 7 января 2017 г.
Elena V. Tikhonova, Marina A. Kosycheva, Tatiana Yu. Golechkova, Научный результат. Серия: Вопросы теоретической и прикладной лингвистики 2023 Vol. 9 No. 2 P. 97-128
Добавлено: 29 августа 2023 г.
Исмакаева И. Д., Дозморова А. П., Федоровский П. П., В кн. : Естественнонаучные методы в цифровой гуманитарной среде: Материалы всероссийской научной конференции с международным участием (г. Пермь, 15–18 мая 2018 г.). : Пермь : ПГНИУ, 2018. С. 198-200.
Рассматривается возможность применения информационных технологий для изучения проблемы деятельности Пермского земства по распространению грамотности среди населения на основе материалов газеты «Пермская земская не-деля». Проанализированы все выпуски газеты за 1914–1917 гг. Количество публикаций, связанных с распространением грамотности, равно 129. Исследование выполнено на основе данных информационной системы «Пермская губернская периодика:1914–1922». Полученные результаты свидетельствуют о том,что деятельность по ...
Добавлено: 9 октября 2019 г.
Исмакаева И. Д., В кн. : Естественнонаучные методы в цифровой гуманитарной среде: Материалы всероссийской научной конференции с международным участием (г. Пермь, 15–18 мая 2018 г.). : Пермь : ПГНИУ, 2018. С. 36-38.
Проанализированы количественные и качественные данные, характеризующие дискуссии в Пермском губернском земском собрании по вопросам народного образования и грамотности. Исследование выполнено на основе контент-анализа журналов Пермского губернского земского собрания первого трехлетия избрания земства. Было установлено, что уже на начальном этапе работы пермкие гласные уделяли особое внимание финансовой и материальной поддержке учебных заведений, а также подготовке новых ...
Добавлено: 9 октября 2019 г.
Великая Е. В., Professional and Academic English 2015 No. 46 P. 11-16
В статье рассматриваются вопросы грамотности (произношения, грамматики и вокабуляра) в студенческих презентациях, представленных на экзамене в МИЭФ. Описываются определенные методики преподавания этих аспектов в курсе обучения проведению презентаций (интонация, грамматические правила и профессиональный вокабуляр). Автор приводит и анализирует наиболее типичные ошибки студентов во всех охваченных областях и предлагает пути их исправления для достижения эффекта большей ...
Добавлено: 9 марта 2016 г.
Настоящее пособие предназначено для студентов бакалавриата и магистратуры (любых направлений подготовки) для развития одного из аспектов академического письма на английском языке и посвящено работе с академическим словарем. Пособие включает теоретическую часть и комплекс упражнений, цель которых – научить студентов грамотно использовать лексические средства в процессе академического письма. ...
Добавлено: 25 февраля 2015 г.
Исмакаева И. Д., В кн. : Гуманитарное образование и наука в техническом вузе. : Ижевский государственный технический университет им. М.Т. Калашникова, 2017. С. 398-404.
Статья посвящена возможности применения технологий баз данных для исследования деятельности Пермского земства по развитию грамотности населения. Для хранения, обработки информации о деятельности земства была создана реляционная база данных, отражающая специфику предметной области. В статье рассмотрены структура предметно ориентированной базы данных и ее возможности для анализа данной проблемы. ...
Добавлено: 9 октября 2019 г.
М. : Русская школьная библиотечная ассоциация, 2012
В хрестоматии представлены исследования по проблеме психологии чтения и грамотности в 100-летней истории Психологического института Российской академии образования (1912–2012 гг.). Одним из предметов изучения сотрудников различных лабораторий и подразделений института наряду с основными темами были психолого-педагогические основы чтения и грамотности. Данная хрестоматия может быть использована в научно-теоретической деятельности психологами, педагогами, методистами и филологами, а также ...
Добавлено: 25 февраля 2017 г.
Меняйло В. В., Тулякова Н. А., , in : Proceedings of the 2d International Conference on Teaching English for Specific Purposes and New Language Learning Technologies. : Faculty of Electronic Engineering, University of Nis, 2015.
Добавлено: 26 мая 2015 г.
Лифшиц А. Л., В кн. : Sub specie aeternitatis: Сборник научных статей к 60-летию Вадима Борисовича Крысько. : М. : Азбуковник, 2021. С. 135-142.
Статья посвящена тексту рукописного евангелия, содержащему небывалое количество разнообразных отступлений от канонического текста. ...
Добавлено: 19 марта 2021 г.
Парфеня М. И., Quaestio Rossica 2024
В статье впервые количественно исследуется уровень грамотности податного населения Верхотурского и Иркутского уездов в последней четверти XVII в., что позволяет сопоставить уровень грамотности в этих двух сибирских уездах и ряде местностей Европейской России, в отношении которых уже предприняты подобные исследования. Для этой цели анализируется, сколько из участников выборов на мирские должности, зафиксированных в выборных актах, ...
Добавлено: 27 ноября 2023 г.
Смирнова Н. В., В кн. : Материалы XLIII Международной Филологической конференции. Современные проблемы лингводидактики и методики преподавания иностранных языков. Вып. 31.: СПб. : Филологический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, 2014. С. 61-70.
Статья посвящена проблемам отбора содержания профессионально-ориентированного обучения письменной речи на английском языке. Академическая грамотность обосновывается как важный фактор иноязычного образования в научно-исследовательском университете. ...
Добавлено: 18 марта 2015 г.