?
Введение. Ситуация в современной историографии: общественный запрос и научный ответ
С. 5-13.
Репина Л. П.
В каждую эпоху с изменением условий существования общества по-своему раскрываются природа и возможности человека, его отношения с окружающим миром, социальные взаимодействия, ценностные ориентации, познавательные приоритеты, ведущие тенденции в развитии культуры. На вызовы и кризисы, столь остро ощущаемые в период рубежа веков, формулируются и предлагаются обществу конструктивные "ответы", в том числе -- новые образы культуры и новые модели интеллектуального опыта. Разработке обозначенных выше и других дискуссионных теоретических проблем современной исторической науки посвящены статьи, публикуемые в настоящем сборнике.
Язык:
русский
Репина Л. П., В кн. : Историческая наука сегодня: теории, методы, перспективы. : [б.и.], 2012. С. 5-13.
В каждую эпоху с изменением условий существования общества по-своему раскрываются природа и возможности человека, его отношения с окружающим миром, социальные взаимодействия, ценностные ориентации, познавательные приоритеты, ведущие тенденции в развитии культуры. На вызовы и кризисы, столь остро ощущаемые в период рубежа веков, формулируются и предлагаются обществу конструктивные "ответы", в том числе -- новые образы культуры и ...
Добавлено: 27 июня 2013 г.
Савельева И. М., Полетаев А. В., Общественные науки и современность 2009 Т. - № 5 С. 134-149
Авторы ставят вопрос: каково воздействие современного общества на содержание научного исторического знания. Анализируя общественные вызовы, поставленные перед наукой, они выделяют такие темы, как «конец истории» в значении бытия, «конец истории» в значении текста и «конец истории» в значении знания. Отмечены изменения социальной роли истории в век бурного развития медийной литературы в целом и исторической в ...
Добавлено: 19 января 2010 г.
Томск : Томский государственный университет, 2007
Выпуск посвящён юбилейной дате в истории сборника и томской методолого-историографической школы - 90-летию со дня рождения их основателя А.И. Данилова. Сформированный по следам прошедшей в мае 2006 г. Всероссийской конференции, приуроченной к этой памятной дате, сборник включает как тексты о самом А.И. Данилове, так и публикации теоретического, историографического характера, а также попытки использования инновационных методологических ...
Добавлено: 5 сентября 2013 г.
Х. : ХНУ iменi Каразiна, 2010
Сборник содержит статьи по актуальным проблемам истории и теории исторической науки и образования. Рассматриваются вопросы истории историографии, периодизации историографического процесса, категориального аппарата исторической науки, анализируется жизненный путь и творческое наследие учених-историков, организационное развитие исторической науки, особенности подготовки историков в прошлом и в настоящее время. Каждый выпуск имеет тематическую направленность. ...
Добавлено: 3 июля 2013 г.
Савельева И. М., Полетаев А. В., М. : Наука, 2003
В монографии представлен социологический, исторический и семиотический анализ знания о прошлом. Синтез этих подходов позволяет авторам развить современные представления о "смысле и значении" истории; отделить научное историческое знание от мифологического, религиозного, философского, эстетического. Согласно авторской концепции, все эти типы знания должны рассматриваться как имеющие самостоятельное значение и механизмы формирования, задающие разные способы конструирования образов прошлого. ...
Добавлено: 26 июня 2013 г.
М. : ЛКИ, 2014
В настоящей книге рассматриваются наиболее актуальные проблемы исторического познания, а также вопросы, связанные с расширением междисциплинарных взаимосвязей и переопределением места истории в системе современного социально-гуманитарного знания. Авторы анализируют многочисленные новации в области методологии, концептуальном аппарате и инструментарии исторического исследования, раскрывают эвристические возможности новейших подходов и направлений, достижения и познавательные границы исторических субдисциплин, сформировавшихся на рубеже ...
Добавлено: 4 января 2015 г.
Тен Н. В., Восток. Афро-азиатские общества: история и современность 2010 № 5 С. 173-181
В статье проводится анализ отечественной историографии, посвященной образам различных стран и народов. Авторы определяют и характеризуют ряд малоизученных и еще не введенных в научный оборот источников, перспективных для исследования образа России в современном Китае, а именно: китайских школьных учебников истории, научно-популярной литературы о России и материалов китайского Интернета. Ввиду отсутствия общепринятой методологической базы отечественных имагологических ...
Добавлено: 3 декабря 2012 г.
Репина Л. П., В кн. : Как изучают историю в высшей школе: опыт перспективы, дискуссии. : М. : ИВИ РАН, 2007. С. 7-19.
Вопрос о научном статусе истории, вернее необходимость его актуализации в условиях «постмодернистского вызова», способствовала развертыванию полемики вокруг методологических проблем исторического знания и переосмыслению места теоретических исторических дисциплин в профессиональном образовании. Ставится вопрос о предмете и структуре читаемых курсов: «Методология истории», и «Теория и методология истории», и «Философия и методология истории» и пр. Автор выносит два ...
Добавлено: 5 сентября 2013 г.
Каменский А. Б., В кн. : Национальная гуманитарная наука в мировом контексте: опыт России и Польши. : М. : Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2010. С. 138-154.
В современном мире практически в каждой более или менее развитой стране существует историческая наука, представленная профессиональными историками-исследователями и ориентированная прежде всего на изучение национальной истории. В зависимости от степени развития национальной исторической науки, а также ее традиций в каждой отдельной стране в ней в той или иной степени представлены историки, специализирующиеся на истории других стран ...
Добавлено: 3 июня 2013 г.
Каменский А. Б., В кн. : Исследования по источниковедению истории России (до 1917 г.): Сборник статей к 80-летию члена-корреспондента РАН В.И. Буганова. : М. : РОССПЭН, 2012. С. 276-289.
Статья посвящена вкладу академика Г.Ф. Миллера в становление русской исторической науки и жанра научной статьи о прошлом. ...
Добавлено: 14 марта 2013 г.
Савельева И. М., В кн. : Классика и классики в социальном и гуманитарном знании. : М. : Новое литературное обозрение, 2009. С. 294-331.
В данной статье предлагается модель статуса классики и классиков в исторической науке. У историков сегодня не так легко обнаружить фигуры «классиков». Как же «выглядит» классика в современной исторической науке? Задача данной статьи в том, чтобы выявить классику в современной исторической науке и в какой-то степени систематизировать формы ее присутствия. ...
Добавлено: 22 сентября 2013 г.
Савельева И. М., Полетаев А. В., В кн. : Неклассическое наследие. Андрей Полетаев. : М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2011. С. 342-367.
Авторы ставят вопрос: каково воздействие современного общества на содержание научного исторического знания. Анализируя общественные вызовы, поставленные перед наукой, они выделяют такие темы, как «конец истории» в значении бытия, «конец истории» в значении текста и «конец истории» в значении знания. Отмечены изменения социальной роли истории в век бурного развития медийной литературы в целом и исторической в ...
Добавлено: 25 июня 2013 г.
Х. : ХНУ iменi Каразiна, 2010
Добавлено: 3 июля 2013 г.
М. : Аквилон, 2020
Сборник посвящен разным граням профессиональной деятельности историка. Пытаясь отразить те сдвиги и трансформации, которые происходят в последние десятилетия в исторической науке, авторы статей рассматривают разные аспекты творчества современного историка: анализируют значение профессиональной рефлексии в его деятельности; рассуждают о новейших открытиях и перспективах исторической науки, способах исторического познания, научном инструментарии историка, разных стратегиях и практиках историописания. ...
Добавлено: 23 ноября 2020 г.
М. : ЛКИ, 2011
В настоящей книге рассматриваются наиболее актуальные проблемы исторического познания, а также вопросы, связанные с расширением междисциплинарных взаимосвязей и переопределением места истории в системе современного социально-гуманитарного знания. Авторы анализируют многочисленные новации в области методологии, в концептуальном аппарате и инструментарии исторического исследования, раскрывают эвристические возможности новейших подходов и направлений, достижения и познавательные границы исторических субдисциплин, сформировавшихся на ...
Добавлено: 13 февраля 2013 г.
Прохоров А. В., В кн. : Наследие Д.И. Иловайского и М.К. Любавского в русской историографии. Труды Всероссийской научной конференции «VI историографические чтения памяти историков Д.И. Иловайского и М.К. Любавского» (К 180 – летию Д.И. Иловайского») Рязань, 22 – 25 мая 2012 г. Рязань, 2012. : Рязань : Рязанский заочный институт (филиал) Московского государственного университета культуры и искусств, 2012. С. 37-44.
В статье автора рассматривает вопросы формирования русской истории и модель зарождения русской государственности в трудах Д.И. Иловайского – известного русского историка второй половины 19 – начала 20 в., автора многочисленных гимназических учебников и пособий. По мнению автора научные взгляды историка в значительной мере обусловили его политическую позицию и оценку всех значительных событий того времени. ...
Добавлено: 21 мая 2013 г.
Савельева И. М., Полетаев А. В., В кн. : Неклассическое наследие. Андрей Полетаев. : М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2011. С. 324-341.
Взаимоотношения исторической науки и идеологии национализма неизменно привлекают внимание как профессионального сообщества, так и широкой публики. В главе рассматривается эволюция этих отношений на протяжении XIX-XX вв. и анализируются составляющие образов прошлого, конструируемых в национально-ориентированной историографии. ...
Добавлено: 25 июня 2013 г.
М. : ИВИ РАН, 2007
Предлагаемый читателю сборник подготовлен по итогам состоявшегося 13 – 14 марта 2007 года научно-методического семинара «Историография, теория и методология истории: учебная литература нового поколения». Семинар был подготовлен Центром истории исторического знания и Центром интеграции академической и вузовской науки ИВИ РАН и проходил на базе Института всеобщей истории РАН. Отметим, что этот семинар стал первым за ...
Добавлено: 5 сентября 2013 г.
Зверева Г. И., В кн. : Феномен прошлого. : М. : Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2005. С. 292-315.
В постсоветском социально-гуманитарном знании последних лет образовался большой массив текстов, авторы которых рассматривают свою интеллектуальную работу как новый опыт историософии. Это подразумевает преемственность предлагаемых концепций о взаимосвязи исторического прошлого, настоящего и будущего России с отечественной интеллектуальной традицией второй половины XIX – начала XX в. Однако изучение постсоветских историософских произведений позволяет говорить о том, что для ...
Добавлено: 4 июля 2013 г.
[б.и.], 2012
В настоящей книге рассматриваются наиболее актуальные проблемы исторического познания, а также вопросы, связанные с расширением междисциплинарных взаимосвязей и переопределением места истории в системе современного социально-гуманитарного знания. Авторы анализируют многочисленные новации в области методологии, в концептуальном аппарате и инструментарии исторического исследования, раскрывают эвристические возможности новейших подходов и направлений, достижения и познавательные границы исторических субдисциплин, сформировавшихся на ...
Добавлено: 27 июня 2013 г.
Савельева И. М., Полетаев А. В., М. : Наука, 2006
В монографии представлен социологический, исторический и семиотический анализ знания о прошлом. Синтез этих подходов позволяет авторам развить современные представления о "смысле и значении" истории; отделить научное историческое знание от мифологического, религиозного, философского, эстетического. Согласно авторской концепции, все эти типы знания должны рассматриваться как имеющие самостоятельное значение и механизмы формирования, задающие разные способы конструирования образов прошлого.
В ...
Добавлено: 26 июня 2013 г.
Савельева И. М., Полетаев А. В., В кн. : Мир Клио: Сборник статей в честь Лорины Петровны Репиной: В 2 тт. Т. 1.: М. : ИВИ РАН, 2007. С. 157-186.
Анализируются основные методологические проблемы историографии и способы их решения в современной исторической науке. Автор рассматривает трактовку исторического пространства и времени, исторической истины, понятий события и структуры макро- и микроистории. Значительное место уделено вопросам становления метода исторического исследования в западной историографии. ...
Добавлено: 28 июня 2013 г.
Репина Л. П., В кн. : Британская ойкумена российской новистики: к 70-летию профессора И. И. Шарифжанова. : Каз. : Издательство Казанского университета, 2010. С. 104-112.
Каковы последствия глобализации и информатизации для исторического знания и для будущего исторической профессии? Как изменяются теории, методы, концепции, статус истории в системе научных дисциплин и сам образ исторической науки в условиях? ...
Добавлено: 3 июля 2013 г.
Савельева И. М., Полетаев А. В., В кн. : Неклассическое наследие. Андрей Полетаев. : М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2011. С. 281-299.
В основном споры о «научности» современного исторического знания связаны с обсуждением исторических методов, и прежде всего вопроса о степени «теоретичности» истории. Однако наука является эмпирико-теоретическим знанием, поэтому мы хотим начать с вопроса об эмпирической составляющей исторических исследований. Нельзя сказать, что эта тема была обойдена вниманием историков; фактически именно ею специально занимается важнейшая историческая дисциплина — ...
Добавлено: 25 июня 2013 г.