?
Миф «Левиафана» (О прочтении Джорджо Агамбеном спора между Вальтером Беньямином и Карлом Шмиттом)
В статье рассматривается один из ключевых для интел- лектуальной истории Европы прошлого столетия спор, развернувшийся в первой половине XX в. между Вальтером Беньямином и Карлом Шмиттом. За отправную точку анализа взято прочтение этого спора Джорджо Агам- беном. По Агамбену, главный пункт расхождений между двумя мыслите- лями — возможность существования насилия, полностью автономного по отношению к праву и суверенной власти. Утвердительно отвечая на дан- ный вопрос, Беньямин вводит категорию чистого насилия, способного, с его точки зрения, уничтожить действующее право, не воссоздавая при этом логику властных институтов. Возражая ему, Шмитт апеллирует к своей теории чрезвычайного положения, в рамках которой любое насилие связано с правом.
По ходу исследования авторы включают в рассмотрение еще одну фи- гуру — Жоржа Сореля, чьи воззрения оказали влияние на обоих участников дискуссии. Сосредоточив внимание на сорелевской концепции политиче- ского мифа, они используют ее при обсуждении еще одной важной точки напряжения между Беньямином, Шмиттом и Агамбеном (в той мере, в кото- рой тот высказывался по поводу предмета спора) — трактата Томаса Гоббса «Левиафан».
Проанализировав конфликт интерпретаций приписываемого трактату эсхатологического мифа, авторы приходят к выводу, что в центре полемики между Беньямином и Шмиттом de facto находится возможность преодоле- ния политического мифа, лежащего в основании современных политиче- ских институтов, а главной стратегией участников этой полемики является локализация этого мифа.