?
Концепции «духовной Европы» Э. Гуссерля и «осевого времени» К. Ясперса: опыт сравнительного анализа
С. 40-53.
В статье дан сравнительный анализ двух цивилизационных теорий: концепции «духовной Евпропы» Э. Гуссерля и «осевого времени» К. Ясперса. Показано, что в отличие от цивилизационных теорий О. Шпенглера и А. Тойнби, нацеленных на расширение умопостигаемого поля истории, концепции Э. Гуссерля и К. Ясперса носили гораздо более радикальный характер и направлены на имманентную, инвариантную социальную функцию исторического знания – обеспечение идентичности в усложняющемся мировом социокультурном пространстве.
Язык:
русский
В книге
Вып. 5: Foundation. , Ростов н/Д : Исторический факультет Южного Федерального Университета, 2011
Ямпольская А. В., Вопросы философии 2013 № 3 С. 155-164
Понятие аффективности является ключевым методическим понятием для французской феноменологии. Феномен отождествляется с аффектом, с травмой в качестве события, которое «всегда уже» случилось, автором которого субъект не является, по отношению к которому субъект не просто рецептивен, а пассивен в абсолютном смысле, и которое конституирует субъекта как такового. Эта зависимость самого бытия субъекта от первичной травмы, и, ...
Добавлено: 25 января 2014 г.
Михайлов Я. К., В кн. : Трансцендентальный поворот в современной философии-5: трансцендентальный метод и современная наука (естествознание, математика, когнитивные науки, теология, этика): тезисы 5-го международного научного семинара «Трансцендентальный поворот в современной философии» (Москва, 23–25 апреля 2020 г.). : М. : ГАУГН–Пресс, Фонд ЦГИ, 2020. С. 54-56.
Доклад посвящен описанию историко-биографических обстоятельств появления феноменологии из ранних математических штудий Гуссерля в контексте идей немецкой алгебраико-аналитической традиции (Риман, Кантор, Гильберт). ...
Добавлено: 28 июня 2020 г.
Чернавин Г. И., Вестник Русской христианской гуманитарной академии 2020 Т. 21 № 1 С. 73-82
В работах Я. С. Друскина проводится то, что сам автор называет «радикальной феноменологической редукцией» к «внутреннему молчанию», которая, по его утверждению, позволяет агенту такой радикальной редукции «быть ничем». При этом Я. C. Друскин делает важную оговорку: его интересует «феноменологическая редукция, если она действительно есть…», т. е. ее существование не гарантировано. Такая оговорка придает «радикальной феноменологической ...
Добавлено: 17 марта 2021 г.
Бондаренко Д. М., Baskin K., NETSOL: New Trends in Social and Liberal Sciences 2019 Vol. 4 No. 2 P. 1-23
Добавлено: 17 ноября 2019 г.
Зайферт Й., В кн. : Антология реалистической феноменологии. : М. : Изд-во Института философии, теологии и истории Св. Фомы, 2006. С. 7-31.
Вводное слово к изданию, представляющему традицию реалистической феноменологии от истоков до наших дней. ...
Добавлено: 8 декабря 2015 г.
Дроздова Д. Н., Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке 2018 Т. 46 № 4 С. 100-106
В статье излагаются результаты исследования жизненного пути и интеллектуальной биографии Александра Койре, осуществленного по материалам французских и российских архивов. Уточняются факты его жизни и деятельности в России. Особое внимание уделяется его семейным связям и отношениям, а также его участию в революционной деятельности эсеров в Ростове в 1906-07 годах. В статье публикуются документы из полицейских архивов, ...
Добавлено: 10 января 2019 г.
Глебов О. А., В кн. : Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2018». : М. : МАКС Пресс, 2018.
В данной работе автор, основываясь на феноменологическом методе Гуссерля, рассматривает город как пространственно-смысловой феномен. ...
Добавлено: 2 марта 2020 г.
Резников Д. Н., Социологическое обозрение 2021 Т. 20 № 3 С. 319-331
Рецензия ...
Добавлено: 24 октября 2021 г.
Усанов П. В., Terra Economicus 2010 Т. 8 № 4 С. 47-56
В статье содержится исследование философских оснований экономической теории. На примере соотношения феноменологии Э. Гуссерля и политической экономии австрийской школы демонстрируется перспективность экономической феноменологии как метода субъективной политической экономии. Автор анализирует состояние современного мейнстрима и его философских оснований и приходит к выводу о «кризисе оснований» экономической теории, который может быть преодолен на принципах феноменологии Э. Гуссерля. ...
Добавлено: 31 октября 2012 г.
Куренной В. А., Логос 2014 № 4 С. 105-146
В центре работы находится проблема дискуссии в современной философии и ее результативности. Обосновываются два основных тезиса: 1) полемика в философии ведет к исчезновению плохо обоснованных или не реализовавших стратегию защиты позиций и целых ис
следовательских программ; 2) наличие несовместимых по базовым допущениям философских программ оказывает стимулирующее воздействие на интенсивность их разработки, то есть является фактором продуктивной ...
Добавлено: 10 марта 2015 г.
Корбут А. М., Социология власти 2014 № 1 С. 10-30
Статья посвящена проблеме привычек и возможностям их феноменологического описания. Проблема привычки является ключевой для феноменологии и социологии как наук о само собой разумеющемся повседневном мире. Необходимость обращения к феноменологическому пониманию привычки обусловлена тем, что в социологии это понятие было вытеснено на концептуальную периферию, в то время как в феноменологии интерес к привычке как предмету описания ...
Добавлено: 22 мая 2014 г.
Baskin K., Бондаренко Д. М., Emergence: Complexity and Organization 2018 Vol. 20 No. 1 P. 1-11
Добавлено: 22 апреля 2018 г.
Финк О., Логос 2016 Т. 26 № 110 С. 47-60
Ойген Финк в своих «Элементах критики Гуссерля» обозначает ключевые затруднения, встающие на пути феноменологических исследований в философии. К их числу он относит: переплетенность моментов дескрипции, анализа и спекуляции; внефилософские предпосылки, вступающие в конфликт с претензией на беспредпосылочность; непродуманность отношения к философской традиции; противоречия между философским проектом и практикуемым методом; идолы (или оперативные понятия) феноменологического исследования, такие как «непосредственная данность», «допредикативный опыт», «строгая наука», ...
Добавлено: 15 октября 2016 г.
Порус В. Н., Философские науки 2019 Т. 62 № 3 С. 7-24
В статье показано, что философская антропология претерпевает радикальный концептуальный сдвиг, вызванный трагическим опытом ХХ века. Так, экзистенциальная антропология полагает особый тип коммуникации в «пограничных ситуациях» (К. Ясперс), когда люди раскрываются в своей «подлинности», а рутинные формы приспособления к реальности обесцениваются. В «экзистенциальной коммуникации» проявляется сущность человека как средоточие разумной, здоровой и доброй воли к жизни. ...
Добавлено: 27 июня 2019 г.
Лаврухин А. В., Мысль: Журнал Петербургского философского общества 2011 № 11 С. 32-51
В статье дан систематический сравнительный анализ философских концепций Э. Гуссерля, Ф. Брентано и представителей школы брентанистов. Критически переосмысляя попытку инкорпорировать феноменологический проект Гуссерля в концепцию Брентано и брентанистов, автор выявляет принципиальные методологические различия двух направлений и показывает формы проявления этих различий через анализ феноменов восприятия, идеации, представления, интенциональных предметов. Проделанный анализ позволяет прояснить вопрос о ...
Добавлено: 10 ноября 2014 г.
Чернавин Г. И., Russian Studies in Philosophy 2016 Vol. 54 No. 1 P. 48-61
Добавлено: 20 сентября 2016 г.
Чернавин Г. И., HORIZON. Феноменологические исследования 2023 Т. 12 № 1 С. 159-172
Статья отталкивается от «тривиальных» наблюдений Гуссерля из рукописи «Разум – наука. Разум и мораль – разум и метафизика» на тему совести, чтобы затем поставить вопрос об игнорировании темы заблуждений или самообмана в хайдеггеровской модели совести из §§54-60 Бытия и времени. В хайдеггеровской концепции совести (как молчаливо зова, апеллирующего к подлинности Dasein) мы не найдём ряда ...
Добавлено: 2 декабря 2022 г.
Катречко С. Л., В кн. : История феноменологии и современная феноменология. Сборник статей. : М. : ИФ РАН, 2014.
В статье представлена волновая концепция сознания, восходящая к гуссерлевской концепции сознания как временящегося потока. Тем самым для решения проблемы «mind–body» мы предлагаем концептуальное различение «волна vs. вещь», в рамках чего сознание трактуется нами как волновая «надстройка» над телесным мозгом. Концептуальной основой для нас выступает платоновское различение «тело vs. душа», которое мы дополняем категориальным аппаратом «новой ...
Добавлено: 3 декабря 2014 г.
Чернавин Г. И., Логос 2010 Т. 78 № 5 С. 125-137
Интенциональность принято считать отправной точкой феноменологического исследования, и в какой-то мере это верно. Но было бы ошибкой рассматривать интенциональность как нечто «само собой разумеющееся»: уже достаточно рано (1910) Эдмунд Гуссерль заявляет о том, что подлинное чудо сознания — это и есть «чудо так называемой интенциональности». Предметом радикального философского удивления здесь является сам факт ноэтико-ноэматической корреляции, ...
Добавлено: 21 марта 2015 г.
Чернавин Г. И., HORIZON. Феноменологические исследования 2017 Т. 6 № 2 С. 164-176
В этой статье ставится вопрос о возможном общефилософском опыте, более фундаментальном, чем привычное разделение на школы или традиции философствования. В качестве такого опыта я предлагаю рассматривать опыт непонятности само собой разумеющегося – характерный для двадцатого века вариант классического философского удивления. На примере философии Гуссерля и Витгенштейна я демонстрирую как работает этот опыт, указывая и на ...
Добавлено: 6 декабря 2017 г.