?
Цифровизация налогового администрирования и её аналитический потенциал (на примере России)
Государственные органы накапливают и публикуют значительный объем данных, однако в основном для
принятия решений используются данные статистических агентств (в случае России – Росстата). Вместе
с тем цифровизация налогового администрирования (регистрация налогоплательщиков, получение
налоговой отчетности, а в последние годы – непосредственный доступ к учетной информации) позволяет
использовать статистику налоговых органов для принятия решений в области государственного и
муниципального управления. Авторы на примере отчетов ФНС России показывают аналитические
возможности налоговой статистики и ее большую реалистичность по сравнению с данными Росстата.
ФНС России публикует статистику по налоговым доходам, налоговым расходам и налогоплательщикам по
основным налогам, с разбивкой по субъектам федерации и муниципалитетам. Это делает возможным
детальный анализ трендов доходов и имущества в экономике, благосостояния в отдельных регионах, объемов
налоговых расходов и др. Однако есть и ограничения: налоговая статистика показывает только объекты,
отраженные в налоговой отчетности, из-за чего отдельные элементы экономики оказываются
незамеченными.