?
Культурные предпосылки типизации отношений личности
Мир психологии. Научно-методический журнал. 2011. Т. 68. № 4. С. 119-133.
Статья посвящена обоснованию культурных предпосылок поиска и определению типов в теоретической психологии личности. К ним отнесены, во-первых, особенности европейской культуры мышления, во-вторых, культурные условия исторического появления личностных типов как реальности, в-третьих, традиция привлечения культурного опыта при построении авторских типологий личности, в-четвертых, культурная обусловленность и направленность свойств личности, образующих типы. Предлагается модель культурно-психологической типизации отношений личности, разработанная с учетом отмеченных предпосылок.
Научное направление:
Философия, этика, религиоведение
Социология (включая демографию и антропологию)
Психология
Приоритетные направления:
гуманитарные науки
Язык:
русский
Ключевые слова: личностькультурамодельcultureтипологияpersonalitytypologyотношениеcultural preconditionstypestypificationtype forming qualitiesstructural conditionкультурные предпосылкитипизациятипообразующие свойстваструктурное основаниесоциальная психология личностикультура и личностьпсихология межличностных отношенийличность и обществопсихология жизненной сферы
Монография посвящена эпистемологическим проблемам современной психологии. Авторы проводят мысль о том, что наиболее интересные и перспективные философско-методологические разработки психологической проблематики располагаются в тех ее областях, где «встречаются» теоретическая психология и ее практически ориентированные психотерапевтические направления. Здесь закладываются основы нового концептуального аппарата современной психологии, определяются контуры новой эпистемологической стилистики ее языка. Книга предназначена не только для ...
Добавлено: 8 ноября 2012 г.
М. : Аспект Пресс, 2012
Хрестоматия дополняет материал известного учебника профессора Г.М.Андреевой «Социальная психология» и структурно соответствует его основным разделам. В нее включены тексты зарубежных и отечественных социальных психологов, являющиеся базовыми при изучении этой дисциплины. ...
Добавлено: 30 декабря 2012 г.
Старовойтенко Е. Б., Мир психологии. Научно-методический журнал 2010 № 4 С. 13-25
Работа посвящена проблеме синтеза теорий и методов изучения отношения личности к себе, созданных в контексте различных философских, психологических и гуманитарных наук. Ставится задача развития «персонологии отношения к себе», основанной на этом синтезе. Представлена персонологическая модель самоотношения, эксплицированная из текстов М. Фуко и соединившая транскультурные идеи об индивидуальном отношении к себе. Данные идеи рассматриваются как культурный ...
Добавлено: 8 октября 2012 г.
Климова С. Г., Галицкая Е. Г., Социология: методология, методы, математическое моделирование 2010 № 30 С. 107-130
В статье предлагается концептуальная модель и процедура типологического анализа настроений на примере репрезентативного исследования, проведенного среди российских рабочих. В анализе используется метод структурно-логической типизации, в основе которого – многоэтапная кластеризация и процедура выделения «ядер кластеров». Описываются типы рабочих, выделенных по характерным для каждого типа настроениям. ...
Добавлено: 21 октября 2012 г.
Екатеринбург : Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2017
В сборнике представлена преемственность трех поколений исследователей - социологов, политологов, начиная с 60-х годов XX столетия и заканчивая сегодняшним днем. Сборник предназначен для социологов, политологов, философов и всех, кто интересуется данными проблемами. Департамент политологии и социологии, Институт социальных и политических наук, Уральский Федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина ISBN 978-5-91256-358-4 ...
Добавлено: 20 марта 2017 г.
М. : Юрайт, 2011
В учебнике достаточно широко представлены базовые психологические знания, которые позволят будущим педагогам помочь школьникам не только получить общее образование, но и научиться правильно ориентироваться в реальной жизни. Особенность данного издания состоит и в том, что оно включает все четыре раздела психологии, изучаемые студентами педагогических вузов: общую, социальную, возрастную и педагогическую психологию. Это позволило авторам в ...
Добавлено: 4 июля 2012 г.
М. : Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, 2011
Сборник программ учебных дисциплин по социальной психологии отражает новый компетентностный подход в подготовке социальных психологов. В него включены основные социально-психологические дисциплины, основные практикумы по социальной психологии, дисциплины специализации по направлению «Психология», а также дисциплины для магистерских программ, разработанные в рамках национального проекта «Формирование системы инновационного образования в МГУ имени М.В.Ломоносова» ...
Добавлено: 30 декабря 2012 г.
Табличное (матричное) представление социальной структуры (описанное в предыдущей работе этого же номера) нехарактерно ни для ее исследователей, ни для обывателей. Обычно социальная структура представляется как пирамидальная иерархия, в которой есть группы, принадлежащие к социальному верху, и группы, относимые к социальному низу. Таблицу, демонстрирующую модель социальной структуры России как систему отношений между социальными группами, можно трансформировать ...
Добавлено: 4 января 2013 г.
Старовойтенко Е. Б., Исаева А. Н., Психология. Журнал Высшей школы экономики 2016 № 4 С. 741-762
Исследования, посвященные отношениям личности, отличаются большим многообразием затронутых проблем, методологических и теоретических подходов, эмпирических результатов и значительными различиями в практической ценности открытых идей и разработанных методов. Среди этих исследований обнаруживается существенный пробел в плане построения строгих и целостных психологических моделей отношений, а также в плане структурного моделирования способов их изучения и интерпретации. Кроме того, в ...
Добавлено: 5 сентября 2016 г.
Радина Н. К., Социальная психология и общество 2012 № 3 С. 36-47
В статье описываются ключевые теоретические и методические (психодиагностические) проблемы гендерных исследований в современной российской социальной психологии, особое внимание уделяется анализу релевантности используемого психодиагностического инструмента. Также в фокусе анализа оказывается “скрытая область” гендерных теорий, а именно некоторые особенности гендерных исследователей ...
Добавлено: 6 декабря 2012 г.
Барановская Т. А., Современные наукоемкие технологии 2010 № 1 С. 101-104
Лингвопсихология изучает место текстовой деятельности среди прочих видов общественной деятельности: роль и место текстов (сообщений) при обмене всеми видами деятельности в процессе актуализации общественных отношений; пути и механизмы внедрения продуктов интеллектуальной знаково-мыслительной деятельности в общественную практику, в культуру и общественное сознание. ...
Добавлено: 20 октября 2012 г.
Поспелова Т. Б., Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук 2011 № 10 С. 224-228
В процессе получения образования важную роль играют не только умственные способности человека, но и его эмоциональные компетенции - способность понимать свои эмоции и чувства других людей, умение управлять эмоциями. При изучении иностранных языков студенты постоянно находятся в ситуациях общения, развивая свои коммуникативные навыки. Обладание эмоциональным интеллектом может существенно повлиять на их академические достижения. ...
Добавлено: 5 октября 2012 г.
Старовойтенко Е. Б., Щебетенко С. А., Психология. Журнал Высшей школы экономики 2020 Т. 17 № 4 С. 757-778
В исследовании, представленном в данной статье, впервые предлагается разносторонняя разработка проблемы Я-Неизвестного. Она охватывает его генез, условия существования, его связи с Я-Известным и парадоксальность этих связей, субъектный характер его поиска и раскрытия, его влияние на процессы достижения самотождества Я и самопреобразования личности. Вводится авторское определение Я-Неизвестного как осознанного личностью незнания себя, преодолеваемого в рефлексии, отношениях ...
Добавлено: 10 декабря 2020 г.
Панюшева Т. Д., Ефремова М. В., Социальная психология и общество 2012 № 3 С. 116-128
Исследование посвящено валидизации русскоязычной версии опросника ценностей Schwartz Value Survey Ш. Шварца методом когнитивного интервью. В данной работе ставится цель исследовать вопрос о том, понимают ли респонденты предложенные в опроснике ценности так, как это предполагается автором. Выборку составили 20 человек: 9 мужчин (5 в возрасте 15-25 лет, 1: 26-39 лет, 3: 40-74 лет); 11 женщин ...
Добавлено: 19 октября 2012 г.
Татарко А. Н., Альманах современной науки и образования 2010 № 10(41) С. 175-186
Статья является частью Индивидуального исследовательского проект № 10-01-0047 «Социальный капитал как фактор психологического благополучия представителей этнических групп поликультурного общества» выполнен при поддержке Программы «Научный Фонд ГУ ВШЭ». Социальный капитал - это совокупность психологических отношений, конвертируемых в другие формы капитала. Наличие социального капитала в группе способствует эффективности ее деятельности. Аналогичные процессы происходят на социетальном уровне - ...
Добавлено: 8 ноября 2012 г.
Радина Н. К., Вестник Тверского государственного университета. Серия: История 2012 Т. 14 № 2 С. 94-104
В статье описывается взаимосвязь мужских и женских исследований в изучении истории. Классическая история представлена как история социальных систем и социальных отношений, история патриархата, удаленная от частной жизни людей, как женщин, так и мужчин. Обсуждается роль гендерной методологии для развития мужских исследований в истории ...
Добавлено: 6 декабря 2012 г.
М. : Институт психологии РАН, 2012
В сборнике представлены материалы Всероссийской научной конференции с иностранным участием по следующим направлениям: Экономико-психологические и социально-психологические факторы поведения человека в современном обществе; Самореализация и самоопределение как основа становления личности в современном мире; Индивидуальные и типологические свойства человека как ресурс оптимального развития общества; Доверие как стратегический ресурс развития общества; Инновационное развитие России: экономические, социальные, психологические, правовые ...
Добавлено: 5 декабря 2012 г.
Порус В. Н., Культурно-историческая психология 2012 № 2 С. 104-112
Духовность - один из важнейших терминов культурно-исторической психологии, однако имеются значительные разногласия относительно его определения. В статье показано, что существующие подходы часто имплицитно репродуцируют понимание духовности, заимствованное у религии (в особенности, христианской). В этом понимании духовность есть атрибут человеческой сущности, нечто возвышенное и положительное, указывающее на бесконечную перспективу приближения к Абсолюту. Однако когда этому термину ...
Добавлено: 2 декабря 2012 г.
Купрейченко А. Б., Воробьева А. Е., Ученые записки ИМЭИ 2012 № 2 С. 85-94
В настоящее время проблема нравственного развития, самоопределения личности является остро актуальной как в теоретическом, так и в практическом плане. В статье представлен анализ известных психологических типологий нравственности личности, делается акцент на их прогностических возможностях, проводятся параллели между типами из разных классификаций. ...
Добавлено: 25 декабря 2012 г.
Радина Н. К., Социальная психология и общество 2012 № 1 С. 151-155
В рецензии содержится аналитическая оценка двух осуществленных Институтом этнологии и антропологии РАН социально значимых проектов «Молодежные субкультуры Москвы» и «Молодежные уличные группировки», результаты которых в виде сборников статей размещены на сайтах в электронном формате. По мнению автора рецензии, материалы этих сборников представляют очевидный интерес для социальных психологов, так как позволяют рассмотреть качественно новые темы и ...
Добавлено: 6 декабря 2012 г.
Клюева Н. Ю., Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология 2011 № 2 С. 215-228
В статье приводятся результаты исследования жизненных отношений людей, живущих на улице (бездомных). Были исследованы следующие категории отношений: отношение к себе и своей жизненной ситуации, другим людям и среде в целом. Применены следующие методики: неоконченные предложения В.Б. Ольшанского, тест смысла жизненных ориентаций Д.А. Леонтьева, оценивание пятилетних интервалов А.А. Кроника и групповая и индивидуальная беседы. Данные свидетельствуют ...
Добавлено: 13 сентября 2012 г.
Екатеринбург : Изд-во УрФУ, 2018
Добавлено: 26 марта 2018 г.
Учебник содержит курс лекций по социологии, включающий учебно-методические комплексы. Оригинальность замысла авторов проявляется в сочетании институционального подхода с культурологическим, что позволяет встроить историческую перспективу анализа социальных явлений и вплести историю индивидуальной жизни в обширный социокультурный контекст. Предназначен для студентов высших и средних специальных учебных заведений, аспирантов, преподавателей, а также широкой публики, интересующейся социальными проблемами. ...
Добавлено: 17 декабря 2012 г.
Пермякова Т. М., Шевелева М. С., Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология 2015 № 2(22) С. 65-73
В статье систематизируются результаты отечественных исследований перфекционизма. Анализ публикаций российских авторов по проблеме перфекционизма приводит к выделению трех крупных групп исследований: систематизация зарубежных подходов и их критический анализ, адаптация зарубежных опросников для изучения перфекционизма и разработка собственных, изучение связи перфекционизма с другими психологическими феноменами и его влияния на жизнь человека. Результаты анализа показывают значительную динамику ...
Добавлено: 6 июля 2015 г.