?
Рабы и рабовладельцы в старовавилонских письмах CUSAS 36
Аккадские письма, опубликованные в 2018 г. Э. Джорджем как CUSAS 36, представляют собой важный источник по социальной и политической истории Месопотамии II тыс. до н.э. Среди 219 старовавилонских документов CUSAS 36, датирующихся преимущественно XIX–XVIII вв. до н.э., лишь 14 текстов упоминают рабов. Статус этих невольников обозначен терминами wardum ‘раб’, amtum ‘рабыня’, rēšum / sag-ìr ‘голова’, wardūtum ‘статус раба’, amūtum ‘статус рабыни’, в основном в слоговой записи. Кроме того, некоторые употребления терминов ṣuhārum‘слуга’ и ṣuhartum ‘служанка’ также отсылают к лицам рабского состояния. Доля текстов, упоминающих рабов, составляет 6,3% (вместе со «слугами» 11%) всего корпуса. Эти цифры близко соответствуют аналогичным данным, полученным при обсчете более обширного корпуса старовавилонских писем, изданных в AbB (ок. 2800 текстов). Столь невысокий процент писем, посвященных теме рабства, скорее всего, говорит о том, что она находилась на периферии общественных интересов в старовавилонской Месопотамии. В письмах отсутствуют упоминания о хозяевах, владевших более чем тремя рабами. В большинстве текстов обсуждается лишь один раб или рабыня. Упоминаний рабов больше, чем упоминаний рабынь (12 и 3 случая соответственно), что, однако, нельзя считать отражением реального соотношения полов внутри рабского сословия. Наиболее частым контекстом, в котором упоминаются рабы, выступают имущественные споры. Рабский труд применялся в земледелии, скотоводстве, ремесле и домашнем хозяйстве. На невольников, возможно, были возложены обязанности по уходу за старыми членами семьи. Также рабов использовали как посыльных и порученцев. Интерес представляют два письма, авторами которых выступают рабы (№№ 38 и 175). Закономерно основной темой этих посланий выступает освобождение из-под власти рабовладельца.