?
Категории воли, познания и любви в рецепции творчества Ф.М. Достоевского в философско-эстетическом мировоззрении Вяч. И. Иванова
Статья поэта Вячеслава Иванова «Достоевский и роман-трагедия» давно вошла в канон
критической рецепции творчества Достоевского. Вместе с тем парадоксы концепции
Иванова ещё требуют прояснения. Анализ фундаментальных категорий философско-
эстетической системы Иванова в целом позволяет сделать ряд существенных выводов
относительно его восприятия романов Достоевского. Так, в отличие от первичности познания, характерной для греческой античности, и первичности любви, характерной для христианства (как это показано в работах М. Шелера), фундаментальной категорией для Иванова, как последователя Ницше, является воля.
Любовь и познание таким образом оказываются зависимыми функциями воли. Такой
порядок зависимости существенно определяет не только смысл формулы Иванова «ты еси»,
принципиальной в том числе и для его интерпретации романов Достоевского, но и смысл
известного противопоставления «познания» и «проникновения», а также функцию
утверждения автором субъективности героев в «романе-трагедии». Благодаря такому
анализу мы можем прояснить некоторые неясности ивановской концепции, отмечаемые её
критиками: в частности, вопрос о том, насколько «проникновение в чужое я как акт любви» оставляет возможность для сохранения другого субъекта как «самобытного мира».