?
Мониторинг кризиса: от «мертвых зон воображения» к «зонам новых релевантностей»
Данный текст представляет собой реплику в адрес статьи Д. М. Рогозина «Когнитивный анализ восприятия экономического кризиса», опубликованной в настоящем номере «Мониторинга общественного мнения». Указанная работа - попытка методической критики прямой и индикативной модели опросов общественного мнения, доминирующих в практике отечественных поллстеров, развернутой на материале данных, полученных в ходе инициативного исследования, проведенного АНО «Социальная Валидация». Предметом нашего рассмотрения стали эти же материалы, однако под несколько иным углом зрения: в первую очередь, нас интересовало то, каким образом могут быть интерпретированы результаты опроса, выполненного в рамках когнитивного подхода, а именно то, за счет чего опросные технологии в состоянии предложить дополнительные возможности по выявлению и интерпретации тех социальных явлений, которые привычно относятся исключительно к сфере экономики. Это дополнительное измерение напрямую связано с изучением мотивов поведения и особенностей повседневных практик людей, без внимания к которым диагностика «страхов», «ожиданий» и «стратегий преодоления кризиса» россиянами принципиально неполна, т.к. не дает, на наш взгляд, необходимых объяснений. Объяснения подобного рода могут быть получены в ходе дополнительной концептуализации имеющихся данных, для чего мы обращаемся к отдельным элементам теоретического языка Д. Грэбера и – в основном – А. Щютца. Это, в свою очередь, позволяет перейти к разговору о возможности дополнения процедуры мониторинга кризисной экономики путем обращения к технике перцептивного картирования областей наибольшего беспокойства, описанной в работах Ф. Эндрбса и С. Уити.