?
В поисках идентичности: университетский музей как исследовательская проблема (1960-е гг. — 2020 г.)
Статья посвящена реконструкции исследовательского осмысления понятия «университетский музей». Университетские музеи возникли в конце XVII столетия как научные кабинеты для обучения студентов. Постепенно их статус менялся: они открылись для публики и превратились в своеобразную «витрину» университетских достижений. В статье проанализированы дискуссии в европейской, американской и отечественной историографии второй половины ХХ – начала XXI века, посвященные обсуждению уникальности университетских музеев и проблем, с которыми они сталкиваются. В западной историографии, рассматривающей университетский музей в русле современных тенденций развития социо-гуманитарного знания, сформулированы проблемные поля, в рамках которых может анализироваться деятельность университетских музеев: соотношение университетского и публичного в университетских музеях (включающая в себя вопросы различия между университетскими и публичными музеями), профессионализация сотрудников университетских музеев, степень зависимости выставочной политики университетских музеев от общества и государства, рассмотрение университетских музеев через призму культурного и национального наследия. Российская историография пока носит более прикладной и презентационный характер. Теоретическое осмысление проблем университетских музеев спровоцировало появление национальных и международных ассоциаций университетских музеев в Европе, США и СССР/России (Международный комитет университетских музеев и коллекций, Ассоциация академических музеев и галерей США, Группа университетских музеев в Англии, Научно-методический центр университетских музеев Евразийской ассоциации университетов, Ассоциация музеев высших учебных заведений Санкт-Петербурга), посвященных решению практических вопросов и популяризации университетских коллекций.