?
Память и похвала: дейктические и антропонимические причуды коммеморативных текстов
С. 621-625.
Разнообразные поминальные, погребальные и коммеративные надписи на камне и на металле, являют собой один из самых древних и информативных — в силу своей аутентичности — источников. Они никогда не были обойдены вниманием исследователей, но при этом вновь и вновь обеспечивают нас не только конкретными языковыми данными, но материалом для более общих наблюдений и соображений лингвистического характера. В статье мы хотели бы обратить внимание на некоторые функции наличия / отсутствия определен‑
ных хронологических и ономастических координат, которые связаны с дейксисом в подобного рода источниках.
В книге
М. : Азбуковник, 2021
The Prince and His Names in the 12th Century (A Philological Approach to Medieval Political History)
Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б., Die Welt der Slaven. Internationale Halbjahresschrift für Slavistik 2015 Vol. 60 No. 2 P. 346-364
Жизнь династии в средневековой Европе охватывалась целой сложной сетью норм, правил и запретов, часть из которых фиксировалась на письме (впрочем, обыкновенно – с заметным опозданием, когда сами правила грозили уже выйти из употребления). Другая же часть и вовсе навсегда оставалась неписаной, и тем не менее каждый шаг династического обихода этими неписаными правилами поддерживался и одновременно ...
Добавлено: 8 июня 2015 г.
Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б., В кн. : Складчина. Сборник статей к 50-летию профессора М.С. Макеева. : М. : ОГИ, 2019. С. 171-185.
Светская христианская двуименность на Руси постоянно закрепляла и актуализировала связь выбора имянаречения с календарем. Можно сказать, что она была самой яркой и броской приметой той месяцесловной
зависимости, в которой пребывал человек русского Средневековья.
Едва ли не каждый шаг в его жизни обретал не только дату, но и в известном смысле некое имя — имя того святого, чья ...
Добавлено: 14 декабря 2019 г.
Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б., В кн. : Факты и знаки. Исследования по семиотике истории. Вып. 4.: М. : Издательский дом "Неолит", 2020. С. 248-270.
Именование Федора Андреевича Телятевского, одного из самых щедрых донаторов Кирилло-Белозерского монастыря, являет собой прекрасно задокументированный случай мирской христианской двуименности. В нашем распоряжении есть множество показаний источников, недвусмысленно демонстрирующих, что при жизни князь звался не только Федором, но и Епифанием. ...
Добавлено: 14 августа 2021 г.
Зеленина Г. С., Средние века 2011 № 3 С. 73-97
Статья рассматривает двухвековое идеологическое противостояние испанских инквизиторов, с одной стороны, и маранов на Пиренейском полуострове и сефардов в диаспоре - с другой, как состязание в нематериальных ценностях: святости, чести и праве на память потомков, - обретаемых, прежде всего, через мученичество. Эти темы прослеживаются в нескольких типах источников: в инквизиционных документах, в сефардских и испанских хрониках, ...
Добавлено: 27 ноября 2012 г.
Успенский Ф. Б., The Retrospective Methods Network (RMN) Newsletter: Approaching Methodology 2012 No. 4 P. 311-321
Добавлено: 15 августа 2021 г.
Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б., СПб. : Евразия, 2022
День рождения и имя собственное — едва ли не самый очевидный зачин для рассказа о судьбе того или
иного исторического лица. Однако обратившись к эпохе, которую принято называть Смутным временем, мы вдруг обнаруживаем, что далеко не всегда эти имена и значимые даты нам известны, даже если речь идет о правителях, не один год занимавших московский престол. Филологическое расследование ...
Добавлено: 2 июня 2022 г.
Успенский Ф. Б., Литвина А. Ф., New Norse Studies 2020 Vol. 1 No. 1 P. 20-40
Добавлено: 11 декабря 2019 г.
Бобровников В. О., Восток. Афро-азиатские общества: история и современность 2018 № 5 С. 21-36
Разобранный в статье случай появления в Турции конца XIX – начала XXI в. дагестанских суфийских сетей и святых мест неплохо представляет взаимоотношения мусульманских элит Северного Кавказа, Волго-Уральского региона, Ближнего Востока и Анатолии. Запечатленные в документах, эпиграфике, устных историях биографии Мухаммада и Шараф ад-Дина из Кикуни, их участия в восстании 1877 г., ссылки в Поволжье, эмиграции ...
Добавлено: 5 марта 2019 г.
Яцык С. А., Средние века 2016 Т. 77 № 1-2 С. 89-118
Цель данной статьи – проследить за формированием исключительного права римских понтификов на канонизацию святых. Рассматривая процессы канонизации Ульриха Аугсбургского, Гомобона Кремонского и некоторых других святых, создавшие прецеденты, впоследствии зафиксированные в «Декреталиях» Григория IX, автор предпринял попытку проанализировать формальное, юридическое выражение попыток Святого Престола подчинить своему контролю уже существующие и зарождающиеся культы и сконструировать наиболее точно отвечающий ...
Добавлено: 18 июня 2016 г.
Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б., Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология 2020 Т. 1 № 1 С. 76-100
Исследователь, да и просто заинтересованный читатель, обращающийся к истории культуры Древней Руси X–XIII вв., неизбеж-но сталкивается со своеобразным парадоксом – с одной стороны, роль выходцев из Скандинавии в русской политической и церковной жизни домонгольской поры трудно переоценить; с другой стороны, известия собственно русских письменных источников об этих переселенцах не слишком обильны и весьма фрагментарны. На ...
Добавлено: 8 ноября 2020 г.
Успенский Ф. Б., Литвина А. Ф., Древняя Русь. Вопросы медиевистики 2019 Т. 1 № 75 С. 61-66
Работа посвящена истории христианской двуименности в допетровской Руси. Основное внимание сосредоточено на позднем этапе функционирования этой традиции в династии Рюриковичей и у их ближайшего окружения. В статье обсуждаются следующие вопросы: какими христианскими именами обладали царь Федор и царица Ирина, кого они почитали в качестве личных патрональных святых и когда Ирина Федоровна Годунова могла появиться на ...
Добавлено: 1 ноября 2019 г.
Успенский Ф. Б., Литвина А. Ф., Вопросы ономастики 2019 Т. XVI № 3 С. 9-29
С первых веков христианизации культ того святого, в честь которого человек был наречен, играет совершенно особую роль в практике русского благочестия. Традиция почитания собственных небесных тезок претерпевает определенную эволюцию: если в домонгольское время она тяготеет к известному синкретизму, совокупному почитанию всех одноименных святых, то для позднего Средневековья скорее характерна детальная точность и особое внимание к ...
Добавлено: 27 ноября 2019 г.
Дмитриев М. В., В кн. : Европа святых. Социальные, политические и культурные аспекты святости в Средние века. : СПб. : Алетейя, 2018. С. 28-56.
В статье проанализировано, как нормативные тексты православной культуры Московской Руси 16 - начала 17 вв. отражают и формируют представления о святости святых; анализ таких текстов как анонимное «Послание многословное", «Показание истины» новгородского монаха Зиновия Отенского, «Просветителе» Иосифа Волоцкого, ряда агиографических памятников показывает, что в основе этих представлений лежало специфическое византийско-православное учение о теозисе, и это ...
Добавлено: 18 октября 2017 г.
Кривощекова В. Н., В кн. : Философия. Язык. Культура. Вып. 6.: СПб. : Алетейя, 2015.
Статья посвящена сопоставлению двух традиций, повлиявших на конструирование образа Колумбана как святого в его житии: восточной традиции святых-подвижников и западной традиции святых-чудотворцев. На материале чудес, описанных в житии, доказывается, что конечный образ, созданный агиографом, отличается от обоих взятых за основу архетипов и представляет собой иной тип святости: святость приобретает не всеобщий, а корпоративный характер и ...
Добавлено: 8 декабря 2015 г.
Успенский Ф. Б., Литвина А. Ф., В кн. : На языке даров. Правила символической коммуникации в Европе 1000 - 1700 гг. : М. : РОССПЭН, 2016. С. 55-62.
Скандинавское (и тем более русское) Средневековье не оставило нам нормативных документов, предписывающих и регламентирующих поведение правителя внутри страны и за ее пределами. Как надлежало вести себя норвежскому конунгу или варяжскому правителю при переговорах с византийским императором? Как они должны были действовать, принимая иностранных послов европейских государей? Из чего складывалась репутация князя или конунга в глазах ...
Добавлено: 28 июня 2013 г.
Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б., Русская речь 2021 № 6 С. 77-97
Статья посвящена различным ономастическим средствам, которые в средневековой Руси обеспечивали целостность семьи в рамках одного поколения, подчеркивая прежде всего единство между родными братьями. В такой перспективе важными инструментами исследования оказываются история культа личных патрональных святых и феномена светской христианской двуименности, когда человек в миру
был обладателем не только крестильного, но и еще одного имени из церковного календаря. Особенное внимание ...
Добавлено: 22 декабря 2021 г.
Успенский Ф. Б., Литвина А. Ф., Die Welt der Slaven. Internationale Halbjahresschrift für Slavistik 2019 Т. 64 № 1 С. 108-127
История христианской двуименности, когда человек в миру был обладателем не только крестильного, но и еще одного имени из церковного календаря, на Руси насчитывает по крайней мере пять столетий (конец XIII — XVIII в.). Это явление во многих отношениях оставалось социально и гендерно нейтральным, при этом правящая элита сыграла особую роль как в становлении этой ономастической ...
Добавлено: 1 ноября 2019 г.
D. Gh. Năstăsoiu, Vestnik of Saint Petersburg University. History, Saint Petersburg, Russian Federation 2021 Vol. 66 No. 1 P. 179-192
В канун Рождества 1402 г. венгерские вельможи собрались в соборе города Надьварад, где находилась гробница Св. Ласло, и принесли клятву на мощах святого короля. Таким образом, они объявили о своей верности королю Неаполя Владиславу и организовали заговор против правящего Сигизмунда Люксембурга. После присяги, принесенной на мощах Св. Ласло, заговорщиков объединила символическая фигура святого короля и ...
Добавлено: 5 мая 2021 г.
Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б., Scando-Slavica 2022 Т. 68 № 1 С. 157-174
В Средние века на Руси антропонимическая система была устроена так, что
один и тот же человек в миру мог иметь несколько разных имен одновременно.
Публичное имя того или иного лица далеко не всегда совпадало с тем именем,
которое он получил при крещении. При этом исследования недавнего времени
показали, что нам до сих пор оставался неизвестным полный набор личных
имен некоторых ...
Добавлено: 2 июня 2022 г.
Мороз А. Б., Пигин А. В., Scrinium: Journal of Patrology and Critical Hagiography 2019 Vol. 15 P. 277-296
В статье рассматриваются проблемы изучения народной агиографии, комплекса крестьянских
письменные и устные тексты, которые содержат информацию о святых или почитаемых неканонизированных подвижниках и отражают особенности народного понимания святости.
В первой половине статьи обсуждается феномен народной агиографии, характеризуются
фольклорные жанры, отражающие народные представления о святых, исследуются механизмы взаимодействия письменной и устной традиций. Во второй части
анализируются тексты и обряды, связанные с ...
Добавлено: 28 августа 2019 г.
Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б., Slovĕne 2015 Т. 4 № 1 С. 218-239
Статья посвящена тому, как в летописном нарративе могут изображаться именины русских князей или их приближенных. Особое внимание уделяется рассказам о недолжном, неподобающем поведении на именинах, своих и чужих. В работе рассматривается функция и характер такого рода эпизодов в более широком контексте историографического повествования.Статья посвящена тому, как в летописном нарративе могут изображаться именины русских князей или ...
Добавлено: 17 октября 2015 г.