?
Конвенция как методологическая стратегия социально-гуманитарного знания
ДВФУ, 2013.
Сборник научных статей посвящён конвенции как методологической стратегии культурно-исторической эпистемологии.
Афанасов Н. Б., В кн. : Конвенция как методологическая стратегия социально-гуманитарного знания. : ДВФУ, 2013. С. 86-94.
Статья анализирует современные методологические интерпретации различий в подходах к познанию Исаака Ньютона и картезианцев. ...
Добавлено: 15 июня 2020 г.
Язык:
русский
Ключевые слова: культурно-историческая эпистемология
Щедрина И. О., Вопросы философии 2022 № 8 С. 107-114
В современных экологически ориентированных междисциплинарных исследованиях наблюдается повышенный интерес к нарративной методологии, позволяющей по-новому взглянуть на, казалось бы, устоявшиеся представления об отношениях природы и человека. Повествования о том, как человек разрушает окружающий мир и насколько опасно его активное вмешательство в биогеоценозы (куда он сам погружен как биологическое существо), позволяет современным ученым направить свои усилия на ...
Добавлено: 4 ноября 2022 г.
Щедрина И. О., Эпистемология и философия науки 2021 Т. 58 № 2 С. 59-65
В данной статье автор исходит из концептуального разворота культурно-исторической эпистемологии к личному, историческому и социальному опыту представителя интеллектуальной культуры (ученого, философа) и к его пониманию и переосмыслению собственных методологических установок. Проводится мысль о том, что культурно-историческая эпистемология позволяет представить естественнонаучную и философскую индивидуальную рефлексию как специфическую составляющую разработки инструментария, способного фиксировать и оценивать методологическую эффективность ...
Добавлено: 27 октября 2021 г.
Афанасов Н. Б., Вестник Тверского государственного университета. Серия: Философия 2020 № 1(51) С. 59-69
Статья с социально-философских позиций рассматривает проблемы, которые могут сопутствовать введению безусловного базового дохода. Автор останавливает своё внимание на вопросе ценности человека в обществе, где работа превратится либо в роскошь для успешных, либо в наказание для неимущих. Используя методологию культурно-исторической эпистемологии, автор реконструирует понятия ценности человека в капиталистическом обществе. Занятость и профессиональная самореализация оказываются важнейшими компонентами ...
Добавлено: 28 апреля 2020 г.
Порус В. Н., В кн. : Культурно-историческая эпистемология: проблемы и перспективы. К 70-летию Бориса Исаевича Пружинина. : М. : Российская политическая энциклопедия, 2014. С. 193-208.
В статье предложен подход к культурно-исторической эпистемологии как к полю конкуренции между различными интерпретациями культуры и ценностей познания, идущими от различных версий и направлений философии культуры. ...
Добавлено: 20 ноября 2014 г.
Афанасов Н. Б., В кн. : Человек в истории. Методологические тетради по культурно-исторической эпистемологии. Вып. 1.: М. : Центр гуманитарных инициатив, 2016. С. 114-123.
Статья предлагает вниманию читателя разбор содержания понятия сознания в философии Густава Шпета. Автор утверждает, что методологическая возможность перехода к аналитике истории и языка (основных предметов поздних исследований философа), была обусловлена теми выводами, к которым он пришёл, работая со структурой сознания. Также выдвигается тезис, согласно которому выводы из рассмотрения концепта сознания сделали обращение к сфере социального ...
Добавлено: 30 января 2017 г.
Афанасов Н. Б., В кн. : Конвенция как методологическая стратегия социально-гуманитарного знания. : ДВФУ, 2013. С. 86-94.
Статья анализирует современные методологические интерпретации различий в подходах к познанию Исаака Ньютона и картезианцев. ...
Добавлено: 15 июня 2020 г.
От позитивизма Огюста Конта к «положительной» философии Густава Шпета: проблема эмпирической истории
Афанасов Н. Б., Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке 2019 № 2(48) С. 78-87
Статья предлагает сравнительное рассмотрение идей Густава Шпета и Огюста Конта в отношении концепта «эмпирической истории». Позитивистская мысль Конта оказала значительное влияние на становление социальных дисциплин на рубеже XIX и XX веков, однако её философская рефлексивность и логичность были поставлены под сомнение ещё в начале XX века Густавом Шпетом. Русский философ указал на такие недостатки позитивизма, ...
Добавлено: 20 июля 2019 г.
Порус В. Н., Эпистемология и философия науки 2021 Т. 58 № 2 С. 34-42
Культурно-историческая эпистемология – не только особая ветвь философских исследований науки, но и плацдарм реформы системы эпистемологических категорий, выражающих цели и ценности научного познания. Ее необходимость вытекает из характера развития современной науки. Консервация традиционных эпистемологических категорий, применяемых к анализу этого развития, приводит к грубому релятивизму.
Эту опасность можно устранить, разработав холистическую систему эпистемологических ценностей, исходящую из принципа ...
Добавлено: 21 июня 2021 г.
Щедрина И. О., Пружинин Б. И., Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология 2019 Т. 35 № 1 С. 83-91
Тема историчности познания появляется и начинает привлекать к себе все больше внимания в философско-методологических концепциях примерно с XVII столетия. Историзация методологического сознания ученого (как в области естествознания, так и в области гуманитарных исследований) становится сегодня важнейшим фактором конкретной научной работы. Вместе с тем осознание ученым исторического измерения познания и, соответственно, историзация методологической рефлексии содержат в ...
Добавлено: 28 октября 2020 г.
За последние два десятилетия издано огромное количество философской литературы, в том числе литературы, прежде малодоступной отечественному читателю – публикации трудов русских философов, не издававшихся прежде для широкого читателя, переводы (также и с восточных языков), публикации архивных материалов и эпистолярного наследия философов. При этом в случае качественных изданий собственно издательская деятельность, как правило, сопровождалась серьезной подготовительной ...
Добавлено: 24 марта 2016 г.
Щедрина И. О., Пружинин Б. И., Щедрина Т. Г., Высшее образование в России 2023 Т. 32 № 12 С. 107-119
Социальное программирование как особого рода организация целеориентированной совместной деятельности рассматривается в статье в контексте культурно-исторической эпистемологии, в основании которой лежит понимание знания как знаково-семиотического, исторического феномена. Такой подход, по мнению авторов, позволяет по-новому раскрыть образовательный и педагогический потенциал социального программирования, которое привлекает сегодня внимание, прежде всего, социологов, политологов, экономистов, лишь отчасти затрагивающих его познавательные параметры. ...
Добавлено: 26 декабря 2023 г.
Щедрина И. О., Журавель Е. П., Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия 6: Философия. Культурология. Политология. Право. Международные отношения 2022 Т. 38 № 4
В статье представлены результаты эпистемологического исследования экспертизы с учетом существующих сегодня в мировом и отечественном философско-методологическом сообществе типологизаций этого когнитивного и социального феномена. Авторы выявляют ее типологические характеристики, опираясь на феноменологический подход к социально-гуманитарным предметным образованиям. Такой подход позволяет показать, что экспертиза всегда предполагает два уровня оценки: фундаментальный и прикладной. На прикладном уровне эксперт решает ...
Добавлено: 4 ноября 2022 г.