?
Платежная дисциплина и турникеты в наземном городском транспорте Москвы
. На протяжении последних 15 лет в московском наземном транспорте функционировала турникетная система. В сентябре 2018 г. турникеты полностью убрали из салонов, аргументируя тем, что пассажиры стали более сознательно подходить к оплате проезда, чему их, собственно, научили турникеты. Задача исследования — показать, какой пользовательский опыт выработала турникетная система за время своего существования. Оплату проезда в транспорте принято объяснять работой двух принципов: доверия и контроля. Принцип доверия заключается в формировании устойчивых отношений между пассажирами и перевозчиком, где каждая сторона подчеркивает заинтересованность друг в друге. Принцип контроля подразумевает усиление наблюдения за оплатой проезда и появление механизмов принуждения со стороны перевозчика. Мы сделаем акцент на описании работы другого принципа, который слабо учитывается в дискуссии об эффективности турникетной системы, — дисциплины. В декабре 2017 г. мы проводили наблюдение за тем, как пассажиры пользуются турникетом при оплате проезда через валидатор у передней двери. Это был последний месяц повсеместной работы турникетов (с 1 января 2018 г. их сняли на более чем 70 маршрутах). Нам удалось выявить, что прохождение турникета ставит пассажира в неудобную ситуацию: в условиях давления со стороны очереди необходимо максимально быстро прислонить проездной билет к валидатору и протиснуться с сумками и детьми через турникет. В такой ситуации пассажиры в основном фокусируют внимание не на тех сигналах, которые сообщает валидатор, а на необходимости механического прокручивания ножек турникета. Сейчас, когда уже турникеты сняли со всех маршрутов наземного транспорта, мы наблюдаем отсутствие сформировавшейся привычки сознательного взаимодействия с валидаторами. Пассажиры, если прислоняют проездные билеты к валидатору, чаще всего мало внимания уделяют, удалось ли валидатору распознать билет и списать поездку. В результате мы приходим к выводу, что связи между 15-летним функционированием турникетной системы и сознательной оплатой проезда нет. Таким образом, стратегическое взаимодействие власти и пассажиров демонстрирует, что, помимо формирования доверительных отношений и механизмов контроля, важно учитывать дисциплинарную компоненту пользовательского опыта.