?
«Культурная апроприация» как прием в современной олимпийской униформе: особенности использования и проблемы рецепции
В статье Екатерина Кулиничевой «Культурная апроприация» как приём в современной олимпийской униформе: особенности использования и проблемы рецепции" рассматривается особая группа визуальных приемов, используемых в дизайне олимпийской парадной униформы для того, чтобы отдать дань стране или региону проведения конкретных Олимпийских игр. Как правило, это адаптированные предметы гардеробы, орнаменты или образы, которые отсылают к культурным стереотипам, существующим в отношении страны или региона, или прямо воспроизводят представления о местных вестиментарных "специалитетах", как их понимают авторы данного костюмного комплекса. Эту группу приемов можно обозначить как «олимпийскую культурную апроприацию».
В результате проведенного исследования автор приходит к следующим выводам. Эта группа приемов соответствует функции парадной олимпийской униформы, которую можно обозначить как «тематический костюм», где темой является место проведения Игр. Механика применения этого дизайн-приёма в целом сходна с теми явлениями, которые обычно обозначают термином «культурная апроприация» применительно к культурным индустриям, особенно в случае работы дизайнеров с общеизвестными культурными стереотипами. Однако контекст появления и использования такой униформы на Олимпийских играх отличает их от обычных продуктов индустрии моды и это, вероятно, определяет наблюдаемую разницу в рецепции: так, автору не удалось обнаружить критику олимпийской униформы, аналогичную распространенному сегодня типу критики культурной апроприации в индустрии моды. В то же время по отношению к олимпийской униформе использование в дизайне символов других культур иногда может подвергаться критике на другом основании, поскольку вступает в противоречие с другой функцией современной олимпийской униформы – визуально маркировать национальную принадлежность носителя. Это, по всей видимости, говорит о том, что последняя функция в современной олимпийской униформе, хотя и не является единственной, чаще всего занимает позицию доминирующей.